Органы Реестра должны отвечать рублем за ущерб, нанесенный сотрудниками их ведомства гражданам и компаниям. Такое мнение озвучил представитель минэкономразвития, пообещав к концу года облечь идею во что-то более реальное. Ростовские эксперты соглашаются с идеей, ведь некомпетентность регистраторов зачастую приводит к срывам сделок.
Вполне возможно, что Росреестр будет возмещать убытки, понесенные гражданами или компаниями из-за срыва сроков, ошибок или некомпетентных действий регистраторов по оформлению сделок с недвижимостью. Об этом на форуме по недвижимости заявил директор департамента недвижимости минэкономразвития Андрей Ивакин.
«Сейчас возмещение убытков Росреестром не производится. Оно возможно только в том случае, если пострадавший гражданин или компания подаст иск к Российской Федерации. Но таких прецедентов нет. Да и доказать вину недобросовестного регистратора пока довольно сложно, – передает слова Андрея Ивакина «Российская газета». – Но люди из-за незаконной регистрации сделок (а такие случаи есть) несут большие потери. И то, что за это надо вводить финансовую ответственность, для минэкономразвития очевидно».
По словам Андрея Ивакина, сейчас в министерстве анализируют статистику нарушений. И к концу года планируют представить свои предложения о том, как именно организовать выплату компенсаций. В частности, речь может идти о создании компенсационного фонда. Услуги по регистрации довольно дороги – от 7 до 15 тысяч рублей, и часть этих средств могла бы направляться в компенсационный фонд.
Ростовские эксперты рынка недвижимости полностью поддерживают идеи федеральных чиновников. Схему работы органов Реестра нужно менять или вводить материальную ответственность, считают они.
«Это совершенно справедливое решение. Сегодня проблема юстиции заключается в том, что принимает документы один человек, а далее передает их другому. И когда сроки сорваны, эти сотрудники начинают пенять друг на друга, виноватого не найдешь! Последствия весьма плачевны, сделки заключаются зачастую на очень внушительные суммы, – констатирует частный инвестор Марк Котляр, 15 лет работающий в сфере недвижимости. – В конце 2010 года мы сдали документы в Росреестр. Сотрудники поставили срок – 25 декабря. От этого зависели расчет по договору и мои комиссионные. Наступает 24 декабря, и нашему юристу звонят регистраторы: знаете, там нужно переделать кое-что. Но они же приняли документы. Получается, целый месяц в них никто не заглядывал? Сделка была сорвана из-за действий регистраторов. Какой вывод можно сделать? Человек, принимающий документы, вообще ни за что не отвечает, хотя ставит свою подпись о приеме. И когда в юстиции говорят, что надо что-то изменять, они не хотят выдавать письменный отказ. Вместо него отдают постановление о приостановлении регистрации, полностью снимая с себя всю ответственность».
С инициативой согласен и начальник юридического отдела «Риэлтерской Конторы №1» Аркадий Калои. В числе негативных моментов от взаимодействия с сотрудниками регистрационного ведомства он называет несоблюдение сроков, механические ошибки регистраторов, бюрократию, из-за которой посетителю приходится бегать из кабинета в кабинет в поиске своих документов.
«Нужно сокращать месячный срок регистрации документов. При совершении сделки купли-продажи покупатель сразу отдает всю сумму денег, и потом месяц сидит на иголках. Даже в течение нескольких недель на имущество продавца могут наложить арест по каким-то причинам, а деньги-то уже переданы».
Когда и каким образом изменится работа органов Реестра в свете инициативы минэкономразвития, неизвестно. Вопросы о том, какой будет практика выплат, понадобятся ли для этого судебные решения, поправки в законодательство, пока только обсуждаются. Причем на федеральном уровне.