Результаты проверок показывают: обман потребителей становится у управляющих организаций своеобразной традицией. Но иногда и сами УК не могут понять, куда уходят деньги. Как разобраться в конфликтных ситуациях, рассказывают эксперты министерства ЖКХ Ростовской области.
Кто оплатит потери?
«У нас в доме установлен общий счетчик, в квартире прибора учета нет. Ранее мы платили по нормативам потребления коммунальных услуг, а сейчас в управляющей компании сказали, что с изменениями законодательства жильцам, не имеющим счетчиков, платежи будут начисляться исходя из показаний общедомового оборудования. Насколько это законно?» – спрашивает ростовчанин.
Оказывается, что уже сейчас жильцы, не имеющие в своих квартирах счетчиков, обязаны оплачивать коммунальные услуги и по показаниям общих приборов учета. Соответствующие изменения внесены в Постановление Правительства РФ №307, оговаривающее порядок предоставления коммунальных услуг гражданам.
Со следующего года по каждой коммунальной услуге будут начисляться сразу два платежа: за потребление внутри квартиры и на нужды дома. Их будут рассчитывать независимо, есть ли у жильца индивидуальный счетчик. Начисление станет производиться пропорционально площади занимаемого помещения и выделяться в платежном документе отдельной строкой.
При наличии коллективного прибора учета объем коммунальных услуг на общедомовые нужды будет вычисляться как разница между показаниями общего счетчика и суммой объемов индивидуального потребления во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме. Если общедомового счетчика нет – определяться по установленным нормативам потребления.
Есть ли справедливость?
«Почему после того, как я установил в своей квартире счетчики, мне начисляют платежи и за расход энергоресурсов в подъезде? Где здравый смысл и справедливость?» – интересуется еще один горожанин.
Эксперты отмечают, квартира технически не может существовать автономно от дома, а жилец не сможет жить без коммуникаций, подъезда, кровли. На содержание мест общего пользования и другого общедолевого имущества также нужны энергоресурсы. Они расходуются на освещение и отопление подъезда, по которому вы ходите, промывку коммуникаций, которую следует периодически производить, и другие цели. Если с этим порядок, расход энергоресурса будет незначительным. Если же в местах общего пользования электроэнергия, тепло или вода теряются или разворовываются, то хозяин должен озадачить этим вопросом обслуживающую управляющую компанию (или товарищество собственников жилья) и сообща приступить к решению проблемы.
Дорогой свет
«В нашем двухэтажном семиквартирном доме с аварийной алюминиевой проводкой приходится платить за освещение мест общего пользования (всего три лампочки) около трех тысяч рублей в месяц. Незаконных подключений управляющей компанией не выявлено. Существует ли максимально возможная сумма, которую могут начислить за освещение МОП?» – хочет знать ростовчанка.
Ежемесячно сжигать электроэнергию на тысячу рублей лампочка не способна. Собственники платят не за освещение мест общего пользования, всему виной старая энергорасточительная проводка. Выход один – сообща с управляющей компанией решить вопрос о ее замене. Деньги, потраченные на эти цели, должны вскоре окупиться. И жить станет намного комфортнее.
Вода бежит по улицам
«По нашей улице регулярно все течет, никому нет до этого дела. Почему крайним стал собственник, способный израсходовать маленькую толику ресурсов в сравнении с водоканалом? Почему жильца обязывают устанавливать счетчики в целях экономии?» – интересуются ростовчане.
«Как показывают результаты проверок управляющих компаний, обманы потребителей стали распространенным нарушением в жилищном хозяйстве. Но зачастую сами же управдомы, как и жильцы, не могут понять, куда уходят деньги», – комментирует министр ЖКХ Ростовской области Сергей Сидаш.
Первая причина – ресурсоснабжающие организации преступают все грани дозволенного, зачастую навязывая управляющим компаниям оплачивать энергоресурсы, которые дом не потребил. Вторая – участились факты воровства энергии, когда нечистые на руку жильцы или владельцы соседствующих коммерческих объектов незаконно подключаются к сети. Пока ни у управляющих компаний, ни у жильцов нет стимула экономить воду, тепло, электроэнергию, особенно в местах общего пользования.
Одновременно собственники хотят оплачивать реально потребляемые услуги. Это возможно после установки счетчиков, которые являются основой цивилизованных отношений в ЖКХ. После внедрения оборудования управляющая компания получит объективную информацию о внутридомовых потерях, узнает о самых слабых энергорасточительных местах, на которые следует обратить первоочередное внимание, выявит расхитителей энергии. Ведь она уже не сможет обсчитывать собственников, а на нее не будут списывать свои потери монополисты. Ресурсоснабжающие организации окажутся вынужденными совершенствовать свои инвестиционные программы по снижению потерь на собственных объектах, а не пытаться списывать их на других.