Большинство управляющих компаний Ростова не спешат устанавливать общедомовые приборы учета холодной воды в многоквартирных домах. Водоканал, сделавший такие выводы, советует жителям обращаться к нему напрямую.
Федеральный закон №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» обязывает всех потребителей холодной воды установить в своих квартирах и домовладениях водомеры. От собственников квартир в многоквартирном доме закон требует обеспечить установку и общедомового прибора учета холодной воды.
Изначально правительство решило, что счетчики воды нужно установить до 1 января 2012 года. Как показала практика, за такой короткий срок водомеры смогут поставить не во всех домах. Поэтому совсем недавно срок установки водомеров отодвинут к 1 июля 2012 года. И это совсем не значит, что коммунальщикам можно «расслабиться», отмечают в пресс-службе водоканала.
«Времени на раскачку нет. Этот вывод напрашивается из анализа темпов, с которыми идет установка счетчиков. Если жильцы достаточно активно оснащают счетчиками квартиры и домовладения, то компании, осуществляющие управление многоквартирным фондом, отложили это дело в долгий ящик, – отмечает пресс-секретарь ростовского водоканала Андрей Крюков. – Несколько красноречивых цифр. Жители частного сектора в Ростове только с начала этого года по 1 августа установили почти 3900 водомеров. А общедомовых приборов учета в многоквартирных домах, за установку которых отвечают управляющие компании, было установлено и введено в эксплуатацию за тот же период всего 33. Это составляет лишь 1,5 процента от общего количества многоквартирных домов, которые необходимо оснастить водомерами. Картина, что и говорить, удручающая».
Как отмечают специалисты, общедомовой счетчик – важный инструмент контроля над расходом воды и, как следствие, повышения комфортности проживания. Прибор позволяет максимально точно определить затраты воды на содержание общих территорий дома, влажную уборку подъездов, тротуаров, полив газонов. Водомер также помогает выявить утечки во внутренних системах водоснабжения жилого дома, своевременно начать борьбу со столь распространенной внутридомовой «болезнью», как затопление подвальных помещений, которое приводит к замачиванию фундамента, неравномерной осадке и далее – к аварийности всего дома.
После установки общедомовых приборов учета УК оказываются финансово ответственными за недопоставку коммунального ресурса жильцам и достоверность учета. Таким образом, снижаются коммерческие потери.
«Управляющие организации приучаются строго следить за состоянием внутридомовых сетей водоснабжения, проводить планово-предупредительные ремонты, а значит, качество коммунальных услуг возрастает. В конечном итоге снижаются расходы на водопотребление – и все оказываются в выигрыше», – добавляет пресс-секретарь ведомства.
Специалисты «Водоканала» заверяют: жилец многоквартирного дома является заказчиком услуг и вправе требовать наиболее эффективного управления общим имуществом своего дома. Соответственно, он имеет полное право добиваться от УК скорейшей установки коллективных приборов учета холодной воды, а также заключения договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод на дом (если такого договора нет).
По вопросам, связанным с установкой приборов учета, заключением договоров ростовчане могут обращаться в службу «одного окна». Телефон круглосуточной горячей линии службы «одного окна»: 8-800-302-40-40.
Напомним, в этом году начало действовать постановление номер 354, которое призвано исправить существующие недостатки в Правилах оказания коммунальных услуг.
Отныне плата будет рассчитываться отдельно за индивидуальное потребление ресурсов и общедомовое. Иначе говоря, к оплате предъявят две суммы. При этом сохраняется принцип: если установлены счетчики, платить по ним (индивидуальному и общедомовому), если приборов учета нет, расчеты ведутся по нормативам потребления.
«Здесь есть один нюанс, который все активно сейчас обсуждают. Все прекрасно понимают, что граждане, которые не оснастили квартиры счетчиками, имеют возможность сверхнормативного расхода, – объясняет заместитель директора департамента ЖКХ и энергетики Олег Заруба. – По действующим и новым правилам управляющая организация выставляет счета по нормативам. Но! Мы, допустим, знаем, что сосед самогонку варит, и вода у него холодная течет 24 часа в сутки. В этом случае собственники вместе с жилищной организацией имеют право принимать решение на собрании о сверхнормативном расходе. Вот эта тонкость не акцентирована в законодательстве, но является очень важной. Так что если жильцы не примут меры, то заплатят за своего соседа – нерадивого «сверхнормативного потребителя».