Свободных площадей все больше, арендаторов все меньше, но при этом само построение взаимоотношений «продавец-покупатель» выходит на новый уровень. Основные тренды рынка коммерческой недвижимости обсудили на конференции в Краснодаре участники конференции «Актуальные тенденции рынка коммерческой недвижимости ЮФО».
Рынок коммерческой недвижимости продолжает двигаться по наклонной. Бизнес по-прежнему оптимизирует затраты, освобождая офисы получше и занимая помещения попроще. Ряд аналитиков полагает, что жизнь арендодателей осложняет и ввод в эксплуатацию крупных торговых центров. Так, ростовский «Золотой Вавилон» с его 75 тысячами квадратов общей площади вошел в список крупнейших ТРЦ России – по мнению аналитиков BFM, появление столь крупных объектов может значительно снизить арендные ставки. Однако освобождение площадей в ближайшее время не остановится, считает Полномочный представитель Всероссийской Гильдии Управляющих и Девелоперов по ЮФО Павел Репин.
«Предложение вакантных площадей продолжает увеличиваться. Представители бизнеса в связи с кризисом вынуждены снижать издержки, в том числе с помощью переезда в офисы меньшие по площади и низшие по классности. Продолжается снижение арендных ставок. Ощутимые скидки можно получить при аренде больших по метражу офисных площадей. Разница по ценам на аренду офисных площадей класса В и С составляет от 200 до 800 рублей за квадратный метр. Минимальная арендная ставка – 200 рублей за квадратный метр, максимальная – 1100 рублей (класс А)», – такие данные приводит эксперт.
Между тем, размышляет директор АН «Парус» Максим Хмель, многие собственники не воспринимают пустоту как катастрофу. Ожидание лучших времен становится одним из главных настроений в сфере коммерческой недвижимости региона.
«На сегодняшний день мы видим снижение спроса на аренду и продажу во всех сегментах рынка коммерческой недвижимости. Однако далеко не все собственники в связи со снижением спроса готовы идти на ощутимую коррекцию в сторону снижения стоимости аренды и продажи своей недвижимости. Многие предпочитают просто пережидать этот период. Иначе говоря, на ощутимое снижение идут те, кому нужны средства для последующих вложений или погашения кредитов», – рассказывает Максим Хмель.
Общее настроение региональных экспертов – рынок на пороге нового витка своего развития. Лозунг «все для покупателя» наконец начал пониматься как руководство к действию. Ближайшее будущее по-новому расставит акценты на взаимоотношениях покупателя и продавца.
«Возмездные услуги стали нормой как для покупателя, так и продавца-собственника недвижимости. Сегодня уже нет удивления от того, что за комплекс услуг по продаже объекта недвижимости надо выплачивать вознаграждение риелтору-профессионалу. Подчеркну – профессионалу, поэтому сегодня очередной раз стал вопрос выбора профессионального риелтора, а не просто того, кто себя так называет. На рынке коммерческой недвижимости Ростова я бы назвал не более 10 компаний, специализирующихся в этом сегменте», – считает Президент «Южной Гильдии Риэлторов и Оценщиков» Евгений Проскурин.
Следующим трендом эксперт называет зарождающуюся тенденцию раздела риелторских услуг на брокерские и юридические. Это значит, что брокер работает с клиентом только до момента нахождения двух сторон сделки, дальше всю работу по оформлению сделки делает «лоер» – юрист, адвокат. Так работает классическая модель в США: клиент экономит на всем и готов платить, к примеру, лишь за оформление. Риелтор при этом готов браться за любой этап сделки. Наконец, еще одна важная тенденция, которая может определить дальнейшее развитие рынка – это возрастающая его открытость.
«Участники рынка, особенно бизнесмены со стажем, несомненно, помнят те времена, когда узнать местонахождение интересующего объекта было просто нереально. Риелтор указывал координаты «где-то между Набережной и пл. Ленина». Показ проходил только после долгой процедуры выяснения «личностей» и подписания договоров. Сегодня в каталогах риелторов до 50% объектов мы можем увидеть с адресами, фотографиями и тому подобным. На самих объектах висят растяжки с телефонами. Это говорит не только об объективном росте профессионализма, но и о том, что отношения продавец-риелтор стали доверительнее, и главное – на возмездной, но взаимовыгодной основе», – резюмирует Евгений Проскурин.