ООО «Управление механизации "Вант"» создавалось шесть лет назад, специалисты предприятия обслуживали башенные краны: ремонтировали, меняли отжившие свое детали. Осматривали перед началом смены и после нее. Сколько раз удавалось предотвратить чрезвычайные ситуации, никто и не подсчитывал. Первые тревожные звонки поступили два года назад: фактически управление подчиняется напрямую строительному концерну, однако с застройщиками, входящими в его состав, у монтажников отношения договорные. В итоге застройщики начали задерживать, а после и вовсе остановили выплаты. Сначала УМ экономило на ГСМ, затем – на ремонте кранов. Год назад начались проблемы с зарплатой. Директор ООО «Управление механизации "Вант"» Владимир Орлов демонстрирует пухлую папку: в ней переписка с руководством концерна.
«Вот февраль: пишем, что резерв средств для ремонта полностью исчерпан. Май. Общий долг – 10 миллионов, долг по зарплате – 2,6 миллиона. Одна из компаний в письменном виде отказалась с нами рассчитываться. То есть, строитель вообще не заинтересованы, чтобы обслуживать краны. Июль. Задолженность – 10,5 миллионов. Долг по зарплате – 3,5 миллиона. Я сам не получаю зарплату с осени, мне должны около 300 тысяч», – описывает ситуацию Владимир Орлов.
Решение о начале забастовки принял весь коллектив управления. Точнее, то, что от него осталось: до проблем с деньгами здесь работало 99 человек, сейчас – 15.
«Не сказать, что нам совсем ничего не платят: вчера дали аванс – пять тысяч. И где-то в середине июля давали столько же. Но это разве деньги? Так, за квартиру заплатить. А у многих уже большие долги – жить как-то надо. Обращались в прокуратуру, в инспекцию по труду. Ну оштрафовали руководство два раза, штрафуют у нас как надо. А толку? Концерн худо-бедно продает квартиры, вот недавно кредит от Сбербанка получил... Надо же и с людьми рассчитаться», – говорит электрик Павел Сидоренко. Ему администрация должна около 200 тысяч.
Собравшиеся рассказывают: как только появилась информация о забастовке, руководство концерна на ситуация все же среагировало. Буквально накануне генеральный директор СК «Вант» Валерий Чабанов сообщил, что компания выставила на продажу одну квартиру. Покупатель почти найден: суммы в 1,2 миллиона рублей будет достаточно, чтобы рассчитаться со всеми работающими. Но, продолжает Владимир Орлов, управление должно уволенным сотрудникам. И, в конце концов, дело не только в расплате. Если не будет денег на ремонт кранов, последствия могут быть плачевными.
«У нас сейчас работает пять кранов, стоит 12 – это потому, что стройки заморожены, лежит на нашей территории в ожидании ремонта или демонтажа 16. Мы, конечно же, не можем допускать к работе неисправные краны. Поэтому мы стягиваем с лежащих исправные агрегаты и меняем на них те, что вышли из строя на работающих кранах», – рассказывает директор управления.
Крановщики поторопились с забастовкой, считает руководитель инициативной группы обманутых дольщиков СК «Вант» Герман Дрожжин. Дольщики оперативно отслеживают ситуацию на «своих» стройках: это дает основания полагать ,что акция пройдет незамеченной.
«По данным на сегодня, работы идут лишь на одном объекте – это строительное пятно 1-1, очереди «в» и «д» по Евдокимова. Все остальные стройки заморожены: концерн ждет денег или оформления документации. Что касается кредита, то соглашение со Сбербанком есть на 83 миллиона, но к настоящему времени прошло только 10 миллионов первого транша», – говорит Герман Дрожжин.
Тем не менее люди настроены решительно. На импровизированном митинге у входа на территорию управления звучит и предложение перекрыть федеральную трассу.
«Раз ничего не решится, будем ждать, чтобы к нам президент приехал и за полдня решил вопрос с выплатой зарплаты», – говорят собравшиеся. В любом случае, пока монтажники и крановщики готовы подождать до 14 сентября: к этому времени должен быть решен вопрос с продажей квартиры.