Оплата услуг риелторов неоправданно завышена. Так считает большинство принявших участие в одном из опросов на сайте 161.ru. За что риелторы берут деньги и почему демпинг – это путь в пропасть, специально для 161metr.ru разъяснил исполнительный директор Ассоциации «Южная гильдия риэлторов и оценщиков» Вартан Тикиджи-Хамбурьян.
За что платим?
Разные риэлторские организации взимают оплату агентских услуг за разный объем предоставляемых услуг. Надо смотреть тексты договоров в каждом конкретном случае. В большинстве случаев в оплату агентского вознаграждения входит: подбор объектов недвижимости, организация и проведение переговоров с собственником, а также подписание предварительных договоров, подготовка документов к продаже, помощь в проведении подписания основного договора купли-продажи, постпродажное обслуживание (своевременное освобождение квартиры, передача ключей и прочее).
При этом следует учитывать, что различные объекты требуют различных временных затрат. Так, к примеру, процесс подбора домовладений (особенно садовых участков и за пределами города) требует значительно большего времени, нежели подбор квартир, поскольку транспортная доступность многоэтажных домов значительно выше. Также оформление коммунальных квартир и долей домовладений требует значительно большего количества трудозатрат: в этом случае есть необходимость собирать отказы от права первоочередного приобретения жилья от всех сособственников.
Во всяком случае, если клиент хочет получить информацию о том, за что взимаются деньги, он может получить исчерпывающий ответ из уст руководителя той или иной фирмы.
И вот что любопытно: какие бы деньги не брали риэлторы за совершенные услуги, населению всегда будет казаться, что оплата завышена. Наши коллеги из Ставрополя при продаже новостроек снизили агентское вознаграждение до двух процентов и все равно покупатели с ними торгуются... Такое ощущение, что если бы риэлторы предлагали свои услуги бесплатно, население начало бы с них требовать доплату.
Уникальная система расчетов
В Ростове-на-Дону действительно сложилась весьма редкая для риэлторского рынка практика оплаты агентского вознаграждения. В нашем городе все бремя оплаты берет на себя сторона, приобретающая в результате сделки титул собственности объекта недвижимости (то есть – покупатель). Когда и как это получилось, почему рынок Ростова пошел именно по этому пути – сейчас уже вряд ли кто-либо может сказать. Возможно, это сложилось из следующих соображений.
С чем приходит на сделку продавец? – с документами. С чем приходит на сделку покупатель? – с деньгами. Даже если переложить оплату на плечи продавца, все равно она будет производиться из тех денег, которые принес с собой покупатель. Видимо, стремясь избавиться от лишней промежуточной инстанции (путь денег: «покупатель – продавец – риэлтор»), в свое время на рынке закрепился такой порядок оплаты: «покупатель – риэлтор».
В других городах существуют иные порядки платежей. К примеру, наши ближайшие соседи – краснодарцы – равно как и жители Ставрополя, делят оплату агентского вознаграждения между покупателем и продавцом пополам. Причем если Краснодар сумел отстоять систем 3+3 (три процента платит покупатель, три процента платит продавец), то Ставрополь, к сожалению «съехал» на 2+2.
Еще один пример: в столице нашей Родины риэлторы закладывают сумму агентского вознаграждения в стоимость объекта. Там, в Москве, покупатель не знает, сколько стоит объект, сколько берет себе риэлтор. Это приводит к необоснованному повышению цен риэлторских услуг.
Почему демпинг повредит?
Я допустил выражение «к сожалению», описывая ситуацию на рынке Ставрополя, потому что мне действительно искренне жаль эти агентства. Дело в том, что, получая два процента за сделку (а в случае совместных сделок, коих на рынке число доходит до 70%), фирмы не могут развиваться. Они не в состоянии приобретать компьютеры, новую оргтехнику, не могут позволить себе большое количество новых, удобных офисов, используют покосившиеся столы, колченогие стулья и прочую старую мебель...
Будет ли удобно и приятно завтрашним продавцам и покупателям заходить в агентства недвижимости, зависит от величины сегодняшних процентов. Кроме того, при получении двухпроцентного вознаграждения агентства вынуждены сокращать рекламные площади. В результате конечные потребители лишают себя возможности получать качественную, своевременную и полную информацию. Также начинает страдать служба оформления, так как нет фондов, из которых можно было бы оплачивать труд хороших качественных специалистов... А плохая служба оформления – это прямой путь к некачественным сделкам. Демпинг – это путь в пропасть, путь в никуда.
Когда возможны изменения
Теперь о порядке платежей. С одной стороны, ростовские риэлторы гордятся честностью и прозрачностью существующей системы оплаты. Покупатель, платя деньги, четко знает: вот стоимость объекта, а вот – агентское вознаграждение. И это правильно. С другой стороны, в условиях кризиса, когда сформировался рынок покупателя, вопрос о взимании агентского вознаграждения исключительно с одной стороны, участвующей в сделке, кажется части населения социально несправедливым. Думаю, что рынок Ростова может перейти на иную, общепринятую в стране и в мире, систему оплаты риэлторских услуг, но при этом очень важно:
а) сохранить прозрачность цен, а следовательно, и честность рынка;
б) предпосылки к переходу должны накопиться у населения.
Только в тот момент, когда большинство продавцов захочет заплатить риэлтору, и при этом заранее оговоренные суммы оплат начнут изымать из вознаграждения, оплачиваемого покупателями, можно будет говорить о наступлении социального равенства и справедливости. Если насаждать новую систему оплаты услуг насильно, то ничего хорошего не получится. В нашей стране было уже много революций. Новейшая история показывает, что самый лучший процесс – эволюционный.