После парламентских выборов в Грузии, где победу одержала правящая партия «Грузинская мечта», на улицах Тбилиси начались протестные акции. Действующий президент Саломе Зурабишвили объявила о начале бессрочных массовых протестов и призвала западных партнеров признать выборы «тотально сфальсифицированными».
Редакция 161.RU поговорила с ростовчанами, которые сейчас живут в Грузии. Рассказываем, как они видят протесты в стране.
Выборы в парламент Грузии прошли в субботу, 26 октября. По данным Центральной избирательной комиссии (ЦИК), в них приняли участие 58,94% избирателей. Правящая партия «Грузинская мечта» получила 54% голосов к утру 28 октября после обработки 99% бюллетеней. Ее ближайшего конкурента, партию «Коалиция за перемены», поддержали 10,8% жителей страны, «Единое национальное движение» — 10,09%, «Сильная Грузия» и «Гахария за Грузию» получили 8,75% и 7,75% голосов.
28 октября в Тбилиси начались протесты. Выйти на проспект Руставели не согласных с итогами выборов призвали президент Зурабишвили и лидеры нескольких оппозиционных партий.
По словам ростовчанина Ильи, который живет в Тбилиси уже больше двух лет, акция началась традиционно вечером. На отдельных площадках рассказывали о том, что выборы были сфальсифицированы, на других призывали не признавать итоги и рассказывали о шагах, которые необходимо принять.
— На проспекте Руставели к 10 вечера уже было не пробиться. Были закрыты проезжие части. Люди шли с флагами Грузии и ЕС. Я понимал, что надо выбираться, потому что по опыту предыдущих лет после митингов проезжую часть блокируют и добраться домой будет нелегко. Тем более я релокант, лицо аполитичное, но я рядом работаю, поэтому пришлось плыть по толпе. Людей было примерно тысяч 15 точно. Всё было достаточно мирно, но в воздухе чувствовалось волнение. Полиция была, но они смешались с толпой, — рассказал Илья корреспонденту 161.RU.
Единственное, что от них слышал, что активных граждан не из Грузии при пересечении границы могут не пустить обратно. Сотрудники полиции предупреждали об этом в громкоговоритель.
По словам Ильи, главная улица столицы у здания парламента была заблокирована. Лидеры оппозиционных партий раздавали флаги и говорили, что отказались от мандатов, заявив о бойкоте парламента.
— На площади также звучали призывы провести перевыборы и международное расследование. Толпа слушала и скандировала: «Грузия» на грузинском языке. Я заметил также военных из Грузии и еще из одной страны. Не буду говорить какой. Ну и главное, что требовали лидеры и говорили, что не будут вести переговоры с властями, и объявили действующей власти бойкот. Потом все мирно расходились, — поделился с нами Илья.
Другая ростовчанка, проживающая в Грузии, вовсе и не заметила каких-то волнений в стране.
— Столько митингов за эти два года было. Этот вообще тихий какой-то.
С ней согласна еще одна бывшая жительница Ростова, которая сейчас находится в Грузии.
— Да всё отлично, ничего не происходит. Митинг был полномасштабный — один день, все затихли. Всё в порядке, всё спокойно, вся жара была возле дома правительства на Руставели, — говорит наша собеседница.
— Последний год митинги постоянно. Почти не ездим в ту сторону. На районе тихо. Вода и хлеб есть, всё как всегда, — рассказали нам еще одни ростовчане в Грузии.
Олег уехал в Грузию из Ростова больше двух лет назад. По его мнению, нынешние протесты не сильно отличаются от тех, которые были в 2024 году в стране, когда грузины вышли на митинги после спорного закона об иноагентах.
— В этот раз не было противостояния, потому что правительство не хочет обострять. Во всяком случае, так это выглядело. Хотя писали, и это видно, что они согнали много силовиков перед протестами. Еще до того, как протесты были объявлены, до того как выборы были не признаны оппозицией, уже согнали ОМОНчик. Но первый день протестов прошел довольно тихо. Они же выставили условие — далее в суд. Я не вижу, чтобы город прям был наполнен каким-то протестным духом, как например, было во время акций против закона об иноагентах, — рассказал Олег.
При этом ростовчанин вспоминает, что когда объявляли результаты выборов, грузины очень сильно и эмоционально реагировали. Даже на улицах они высказывались и ругались.
— Это больше похоже на общество, которое очень разделено. Это не то, что разделились и готовы выйти протестовать. По ощущениям, это те, кто обычно готовы выходить протестовать не под административным ресурсом, а вот по своей воле. Это люди, которые как раз сейчас получили повод выйти протестовать. Ощущается это как нагнетающийся майдан, но я бы сказал, что до того, как выборы были. Сейчас есть ощущение, что появился простор для компромисса и как будто бы у оппозиции тоже такое ощущение. Не начали тут же громить здание парламента. Они вышли объявили требование, и вот у власти есть сутки, чтобы решить: объявить перевыборы или что-то такое. Конечно, власть их не объявит, — описал ситуацию Олег.
Грузия в последнее время может использовать и водометы, и всё такое. Все это понимают. Будем ждать и смотреть, что будет.
Тем временем премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе, несмотря на возражения оппозиции, заверил, что «Грузинская мечта» уже начала формирование нового правительства и готовится в ближайшие дни провести первое заседание обновленного парламента.
В мае 2024 года в Грузии прошли митинги против закона «О прозрачности иностранного влияния», ставшего известным как закон об иноагентах. Как сообщало местное издание NewsGeorgia, в течение первых семи часов на акции не было ни одного инцидента. Местные издания сообщали о жестоких задержаниях, было опубликовано видео избиения протестующего. Оппозиция называет законопроект «российским», аналогичное мнение высказывала президент Грузии, заявляя о намерении наложить на него вето.