В поселке Мартюш Каменского района уже два месяца не могут похоронить контрактника, погибшего в СВО. В причинах его смерти разбирается военное управление Следственного комитета, куда обратились родственники бойца. Они не верят в то, что написано в медицинской справке: там указано, что Вячеслав Сараев скончался от болезни сердца. Рассказываем подробности.
Мать погибшего настаивает, что ее 47-летний сын был абсолютно здоров и поэтому без проблем прошел медкомиссию для службы по контракту. В конце января женщина потребовала вскрыть цинковый гроб, чтобы убедиться, что у сына нет следов от ранений.
— После вскрытия мы поняли, что там явно не сердечная недостаточность. У него ожоги и синяки. Оказалось, что нам выдали только справку с предварительной причиной смерти, а окончательное заключение не выдают. Мы не можем понять почему.
«Слава погиб 15 января, 24-го числа его тело привезли домой. И он до сих пор лежит в морге»
В СК нам говорят, что до сих пор не получили документы из Ростова. Здесь, я уверен, есть подвох — от нас явно что-то скрывают. Всех остальных пацанов в городе хоронят по окончательному медицинскому заключению, — рассказал двоюродный брат погибшего.
До спецоперации Вячеслав отслужил срочную службу и отбывал наказание в колониях, а в последнее время работал на заводе, где регулярно проходил медкомиссию. В августе 2023-го боец без каких-то проблем прошел отбор на военную службу по контракту. Дома его ждала мама. Своей семьи он так и не создал.
В администрации поселка Мартюш говорят, что впервые столкнулись с такой ситуацией. К траурной церемонии уже всё готово: выделено место на кладбище, заказан оркестр. Но родственники отказываются назначать дату.
— По данному вопросу прошло межведомственное совещание. В ближайшее время вопрос будет решаться с законными представителями военнослужащего, — сообщила E1.RU заместитель главы Каменского городского округа Елена Балакина.
Повлиять на родственников уже пытались чиновники и общественники. Они уговаривали их поскорее похоронить бойца.
— Морг, в котором сейчас находится тело, не предназначен для такого длительного хранения. Там нет глубокой заморозки, как, например, в Ростове. Это медицинский морг, куда умерших из больницы привозят и где они лежат два-три дня, не больше.
«И пока родственники ждут документа, он же у них поплывет. Тело начнет разлагаться»
Я лично пытался с ними поговорить, но они наотрез отказываются хоронить. Предлагал из морга отправить им документ официальный: тело здесь находится, но оно может испортиться. Чтобы они были в курсе, были уведомлены, — говорит председатель отделения общественной организации инвалидов и ветеранов военных конфликтов «Арсенал» в Каменске-Уральском Александр Кукарин.
По словам юриста Евгения Крылова, если родные погибшего до сих пор не получили окончательное заключение о смерти и ответ от Следственного комитета, им необходимо обратиться в вышестоящие военные структуры. Ранее правозащитник говорил, что от причины смерти бойца зависит, получат ли его близкие «путинские» выплаты.
Речь идет о 5 миллионах рублей. В законе сказано, что они положены родственникам военных, которые погибли из-за увечий или заболеваний, полученных при выполнении воинских задач.
«Доказать, что сердечная недостаточность возникла именно при выполнении задач СВО, будет достаточно сложно»
Если, например, судмедэксперт придет к заключению, что это состояние было спровоцировано одним из ранений, тогда выплата положена, поскольку ранение сложно получить иначе, как при выполнении задач. В противном случае, исходя из буквального толкования закона, получается, что выплата не положена, — считает Евгений Крылов.
Почитайте также репортаж с Аллеи Славы в Каменске-Уральском, где хоронят погибших участников спецоперации.