«Лысенко, покоси траву», «Лысенко, не разводи бешеных собак», «Лысенко в отставку» — с такими лозунгами 8 июня коммунисты вышли к администрации Новочеркасска. На одном из плакатов глава администрации Юрий Лысенко и вовсе был представлен в образе клеща.
— Мы требуем отставки нашей администрации, так как она полностью бездействует. Вовремя траву не покосили, развели клещей. А клещи — переносчики опасных заболеваний как для людей, так и для животных. Вторая злободневная проблема — развели бродячих собак. Я знаю людей, которые сами за свои деньги ловят этих уличных собак, стерилизуют. Администрация не делает ровным счетом ничего. Поголовье собак увеличилось в несколько раз за последние годы. Отсюда последствия, покусанные дети, — настаивал один из протестующих.
— Сотни миллионов рублей, выделенных из областного бюджета для Новочеркасска, так и оказались неосвоенными. Следовательно, в городе не будет ни новых детских садов, ни больниц, ни школ, — заключит второй коммунист.
Корреспондент 161.RU Ирина Бабичева поговорила с Лысенко о причинах недовольства горожан, проблемах Новочеркасска и отношении к критике.
— Что это было у КПРФ? Почему к вам вопросы?
— Дело в том, что весна прошла. У них обострение еще не началось, они решили это летом сделать. Они изредка выходят на акции, чтобы напомнить о том, что они есть у нас в городе. Решили провести пикет накануне приезда делегации муниципальных образований. У них всегда такая [агрессивная] манера. Ежедневно [депутат Законодательного собрания от партии КПРФ] Андрей Кутырев порядка пяти запросов по деятельности администрации в разные инстанции отправляет. Это абсолютно для местного отделения коммунистической партии нормальная работа. Для нас ничего неожиданного не произошло.
— На видео жалуются, что вовремя не скосили траву в городе.
— Покос осуществляется, [но] есть сложности, подрядчик не все задачи выполнил. Уже наказываем, штрафуем. Обработка от клещей проводилась строго по рекомендациям Роспотребнадзора. Почему они именно такие темы для протеста выбрали? Не совсем понятно. Может, другие закончились. [Они себя] всегда агрессивно ведут. Местное отделение партии очень активное, скучать нам не дают. Но реагируем на критику очень быстро, если действительно по нашей вине что-то происходит, исправляем. Если видно, что это политическая борьба, значит, просто принимаем к сведению и всё.
— Еще я видела видео: сняли мужчину в футболке КПРФ рядом со зданием администрации с плакатом «Лысенко в отставку».
— Они меня часто отправляют в отставку, с самого момента избрания, когда еще было заседание конкурсной комиссии. Коммунисты на протяжении всех лет, что я их знаю, — а знаю я их с 2001 года — всех мэров отправляют в отставку и не скрывают своих чувств.
— Прямо-таки всех?
— Единственный промежуток, когда они не отправляли мэра в отставку — это 2010–2011 годы, когда [Владислав] Журавлев был заместителем главы администрации города, а [Анатолий] Кондратенко, руководитель местного отделения КПРФ, был главой города. Вот тогда они не выходили на такие митинги. А всё остальное время — это у них нормальная работа.
— Цитирую: «сотни миллионов рублей, выделенных для Новочеркасска из областного бюджета, оказались неосвоенными». Это как?
— Речь идет о том, что в прошлом году по вине подрядчика не были в полном объеме освоены средства на строительство детских садов. Они перенесены на этот год в областном бюджете, местном бюджете. Они будут освоены. Это не значит, что город эти деньги потерял. Город до конца эти деньги использует, просто в прошлом году по вине подрядчика они не были освоены.
— А что за проблемы?
— Подрядчик не успел закончить эти объекты. Если говорить о детских садах, у нас строил в прошлом году эти детские сады подрядчик из Ингушетии. На начальном этапе бросили их строить. Мы подали в суд, суд принял нашу сторону, расторгли с ними все отношения, отторговали заново. Зашел новый подрядчик. Но из-за того, что суды длились и процедуры были конкурсные, шесть месяцев выпали. [Поэтому] деньги в прошлом году не были освоены. На этот год средства перенесли, сейчас подрядчик по двум садам [работает в соответствии] с дорожной картой, должны в этом году завершить.
— Вы в этом абсолютно уверены?
— По одному садику принято совместное решение с Минстроем Ростовской области пока его законсервировать — в связи с тем, что на восточном жилом районе нет у нас инженерных сетей и в ближайшее время не будет. Приняли решение отложить достройку этого садика. По двум другим есть уверенность, что в этом году все задачи выполним.
Контракты с компанией из Ингушетии «Элитспецстрой» департамент строительства и городского развития администрации Новочеркасска заключили в 2020 году. Сумма контрактов — 199,4 миллиона рублей за детский сад на проспекте Баклановском и 143,2 миллиона рублей за сад на улице Авиаторов. Эти контракты расторгнуты, следует из данных портала госзакупок. В 2021 году контракт на строительство сада на Баклановском получила ростовская компания ООО «Аффари». Он обошелся в 233,9 миллиона рублей. Второй детский сад на Авиаторов построит московское ООО ГК «Реал». Проект подорожал до 180,5 миллиона рублей.
— Подрядчики успевают всё?
— Есть свои сложности, но мы уверены. Со стороны администрации делаем всё необходимое. В рамках законодательства решили вопрос об авансовых платежах, чтобы у них была возможность пополнить свой оборотный фонд. Это капитальные сады, один в районе проспекта Баклановский на 200 мест, второй — на 80 мест.
— А что за ситуация с собаками?
— [Она] характерна не только для Новочеркасска — и для Ростовской области и всей страны. Связано это с законодательством. Собак мы обязаны по федеральному закону отловить, пролечить, стерилизовать, чипировать и выпустить в то место, где ее поймали. Нет по федеральному закону у города полномочий ее усыпить или отправить в места заключения. Есть обязанность вернуть туда, откуда взяли. Возвращаясь назад, собака с чипами в ушах нападает на людей, ищет пищу для пропитания и все остальное. Поэтому можно наблюдать на улицах практически всех городов страны стаи таких собак.
— Как тогда бороться с нападениями?
— Мы инициировали через депутатов Госдумы внесение изменений в закон. Чтобы была возможность у муниципалитетов либо у региональных властей создавать приюты за счет средств федерального или областного бюджетов, где эти собаки содержались бы пожизненно. Тогда бы они не возвращались на улицы города. Большинство людей подвергаются нападению чипированных собак. То есть муниципалитет уже с ними все действия произвел. Если я усыплю собаку, не дай бог, это будет уголовное дело. Преступление. Я же не могу на это пойти. Единственный нормальный выход, на мой взгляд, это создать приюты. Муниципалитеты прекрасно понимают, что это большие деньги. Поэтому нужна поддержка с федерального и областного уровня.
— Есть ли цифры, сколько было нападений? И сколько собак, нападавших на людей, оказались чипированными?
— У меня таких цифр нет. Мы получаем информацию от службы 112 и БСМП. И жители нам пишут и сообщают, что чипированные собаки нападают.
— Когда вы обратились с инициативой постоянно содержать собак в приютах за счет бюджета?
— Обращались еще к депутатам прошлого созыва Госдумы. И когда я еще был председателем городской думы. Мы оформили это и отправили в письменном виде инициативу. Депутат [действующего созыва Госдумы] от Ростовской области Стенякина Екатерина сказала, что это обсуждается на уровне рабочих комиссий Госдумы.