Сайт 161.ru попросил прокомментировать события ушедшей недели председателя ростовского регионального отделения Всероссийской организации охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) Александра Кожина.
– Александр Олегович, что вы думаете о ситуации вокруг Ботанического сада Ростова, которым сейчас заинтересовался бизнес?
– Ботанический сад – это уникальная часть Ростова. Конечно, он был сильно подпорчен сомнительным строительством. Но это не повод застраивать его полностью коттеджами. Если Ростов потеряет Ботанический сад, это будет трагедия для города. Я был там, видно, что объект несколько запущен, здание обветшало. Думаю, сейчас, прежде всего, необходимо провести четкие границы Ботсада и заняться его улучшением. И, конечно же, нельзя допустить, по сути, рейдерского захвата сада.
– На прошлой неделе сразу несколько общественных групп выступили в защиту другого, не менее славного объекта – бывшего Ростовского артиллерийского училища, которое по решению Минобороны закрывают.
– По поводу РАУ – я полностью на стороне ветеранов училища, депутатов, которые обратились даже к Верховному главнокомандующему, и молодежного парламента. Из тех 13-15 гектаров, которые сейчас будут отданы не понятно под что, необходимо выделить хотя бы полтора гектара для создания мемориального комплекса. Дело в том, что там находятся останки сотен советских людей, которые не были перезахоронены после войны. Была у нас такая подлая политика – в середине 70-х годов правительство просто запретило проводить перезахоронения останков, найденных в черте города. Человеческие кости просто закатали под асфальт. Мы были там, и 90-летний ветеран нам показывал и рассказывал, где находятся эти захоронения. Кроме того, на территории РАУ сохранился один из довоенных корпусов. Думаю, необходимо спасти его от уничтожения и, например, разместить там музей ракетной техники. В РАУ была создана прекрасная, по сути, уникальная коллекция нашей и зарубежной ракетной техники, все это необходимо сохранить. Подумать только: Ростов, город воинской славы, не имеет ни одного собственного военного музея! Почему сейчас не воспользоваться шансом и не создать его. Очень возмущает атмосфера непрозрачности, которой окутана судьба зданий РАУ и этих 15 га. Одни говорят, что туда переедет штаб округа; другие настаивают на строительстве очередного гипермаркета. Правды никто не говорит. И это плохо. Потому что, если здание продолжит находиться в ведении Министерства обороны, это один вопрос. Думаю, военные не станут возражать против сооружения мемориала погибшим ракетчиками и создания музея. А если там собираются строить очередной «ашан» – это беда. Им-то точно до нашей памяти нет никакого дела.
– Еще один вопрос, не касающийся охраны памятников истории и культуры. Но очень актуальный: в Батайске у одной семьи сразу родилось пятеро детей. Двоих родила мать семейства, а троих – суррогатная мать, которую супруги, 15 лет не имевшие детей, наняли в Армении. Дети родились в один день, но событие это никак не заинтересовало городские власти. Хотя в начале прошлого года глава области лично пришел поздравлять женщину, родившую тройню. Неужели у нас только такие «подвиги» ценятся? А разве пять новорожденных сразу в одной семье – это не подвиг?
– Я думаю, что тех, кто в наше время решается завести двух и более детей, необходимо всячески поощрять. Расчеты ученых показывают: чтобы остановить процесс вырождения титульной нации, необходимо, чтобы в каждой нашей семье было больше двух детей. А тут такое счастье – сразу пятеро... В СССР рождение детей поощрялось. За десятерых давали звание «Мать-героиня», за девятерых, восьмерых или семерых давали Орден материнской славы. За шестерых, пятерых, четверых – Медаль материнской доблести. Конечно, сейчас медали не так актуальны, как в прежние времена... Но равнодушию властей я не удивляюсь: только сегодня услышал по радио, что в Ярославской области зарплата учителя с 20-летним стажем составляет 3,5 тысячи рублей.