Предеседатель Южного научного центра Российской академии наук (ЮНЦ РАН) Геннадий Григорьевич Матишов прокомментировал некоторые вопросы 161.ru, напрямую связанные с деятельностью ЮНЦ. Ведь недавно наши ученые презентовали выход четвертого и пятого томов «Атласа социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России».
«Черкесский вопрос»
– Геннадий Григорьевич, не кажется ли вам, что Олимпиада-2014 стала для России объектом шантажа со стороны республик Северного Кавказа и Закавказья. Сейчас федеральный центр своими огромными дотациями «покупает» спокойствие на Юге, а различные внешние деструктивные силы, используя Олимпиаду как уязвимое место, либо пытаются нанести России репутационный вред (так называемый «черкесский вопрос»), либо решить свои геополитические проблемы (вопрос Абхазии для Грузии). Может быть, материальных потерь от этого мероприятия для России будет больше, чем имиджевой выгоды?
– Нет, Олимпиада, если она будет успешно проведена, это большой плюс государству. Если мы вспомним Олимпиаду в Пекине, несмотря на похожие проблемы («тибетский вопрос». – Прим. ред.), блестяще они все провели. Хотя им предъявляли похожие претензии. Я уверен, что наши организаторы со всем отлично справятся. Просто, как в любом большом деле, в такой затее не может все проходить без проблем.
– Но элемент шантажа существует?
– Да, некоторое давление существует, как было в отношении Китая. Я хорошо помню Олимпиаду 1980 года, когда ряд государств отказались приехать в Москву – это было. Я думаю, сейчас до такого не дойдет. Все-таки у нас налажены серьезные экономические связи, опять же, нефть, газ... Все не так просто. Но нервы нам будут портить – это точно. Я думаю, что руководители страны у нас не глупые – смогут нивелировать эти моменты.
«Настоящие казаки»
– Знаю, что ЮНЦ занимается изучением истории казачества. А что вы думаете о современном казачестве?
– То казачье движение, которое я наблюдаю сегодня, все-таки больше смахивает на какое-то общество и к настоящему казачеству имеет косвенное отношение. Казачество – это то, что мы сейчас изучаем. Вот мы сейчас изучаем и пытаемся восстановить хутор Донской. Это истинно казачий хутор, самый последний, если спускаться вниз по Дону к Азовскому морю. Мы там занимаемся восстановлением моста, восстановили причал, восстанавливаем казачье кладбище... Вот если бы все ячейки этого общества – в Азове, в других районах – занялись бы такими вот реальными делами... Но на это способны только настоящие казаки – потомственные. А большинство нынешних так называемых казаков к настоящим казакам никакого отношения не имеет. Одного ношения формы ведь недостаточно.
Коррупция: дотации + теневая экономика
– По поводу коррупции. Уже вышли в свет четвертый и пятый тома вашего знаменитого «Атласа социально-политических рисков и угроз Юга России». Насколько сильно, по мнению ученых ЮНЦ РАН, влияние коррупции на развитие негативных тенденций на Юге страны, и каковы ваши прогнозы?
– Приступая к созданию атласа, мы планировали более глубокое изучение вопросов коррупции, но потом отказались от этой идеи. В целях безопасности сотрудников. Нам никто не запрещал – мы сами так решили. Да, коррупция имеет место быть. Но куда более негативное воздействие на развитие Юга страны имеют теневая экономика и дотации. В некоторых регионах, не буду их называть, чтобы не быть обвиненным в разжигании розни, дотации превышают 90 процентов. Они просто развращают экономику! Пока будут дотации, все это (коррупция. – Прим. ред.) будет продолжаться. Мы в своих работах ссылаемся на данные военных, так вот они не скрывают: часть федеральных дотаций в том числе идет в теневую экономику, а оттуда – сами знаете куда.
Фото: Фото с сайта Ssc-ras.ru