Капитан российского экипажа арестованного в Турции сухогруза Streamline Бахман Багиров вернулся в Ростов-на-Дону в пятницу, 5 апреля. В Стамбуле на судне остались еще 6 дончан. Об этом 161.RU сообщил сам капитан. Судно арестовали в июне 2018 года за долги его предыдущего владельца.
По словам Бахмана Багирова, сейчас долг судовладельца перед моряками составляет более 140 тысяч долларов.
В августе 2018 года судно Streamline оказалось брошенным у берегов Стамбула. Представители компании-судовладельца Akca Shipping перестали выходить на связь с экипажем, большая часть которого — жители Ростовской области. Судно должны были отремонтировать, но из-за пропажи владельца оно осталось на рейде. Позже выяснилось, что тот не платил экипажу зарплату с июня того же года.
Капитан Streamline рассказал 161.RU, почему донские моряки пока не собираются возвращаться домой и в каких условиях им приходится жить в Турции.
Бахман Багиров, капитан судна Streamline:
— Со стороны судовладельцев — компании Akca Shipping — мы видели абсолютное равнодушие и бесчеловечность после того, как между нами встал денежный вопрос. Они говорили: хотите — уезжайте. «Мне нечем с вами расплачиваться, денег на эвакуацию нет. Чтобы деньги появились, судно должно работать. Но оно стоит на якоре, а я только трачу свои средства, без прибыли», — вот и все объяснения от представителя компании-судовладельца.
Streamline турки взяли в аренду и пригласили нас на работу. Могу привести аналогию к нашей ситуации. Например, я сниму квартиру, найму бригаду для ремонта, они его делают, а я потом скажу: «Знаете, я вам заплачу за работу только после того, как выкуплю эту квартиру». Вот и нам раньше отвечали, что отдать долг смогут, только когда выкупят судно. А сейчас вообще не церемонятся и говорят: «Денег нет». Нам все это время предлагают подождать, пока со Streamline снимут арест и его отремонтируют — на это уйдет около 3 месяцев, потом судно переправит как минимум два груза — и только тогда погасят долг перед экипажем.
Мы не могли выйти на берег — находиться разрешают только на судне. Его длина — 180 метров, ширина — 15 метров. Площадь помещения, где мы проводили значительную часть времени, составляет примерно 20 квадратных метров. Мы жили там, как в тюрьме.
В марте я сказал, что мы готовы на крайние меры: заявили, что перекроем пролив Босфор. После этого меня вызвали для дачи показаний к капитану порта Стамбула. Там мне сказали, что турецкая сторона хочет нас поддержать, но никакой помощи я впоследствии не увидел. Как я понял, капитану порта позвонили «сверху». Он сказал: «Мы собираем все необходимые документы, вами занимается Анкара — решение будут принимать там». Но что они решили, я так и не узнал.
Я устал бороться. Понял, что находиться там уже бессмысленно. И люди надеются, ждут — мол, куда без денег ехать? У кого-то долги по кредиту, кому-то нечем за квартиру платить. Получается, они сначала должны с кредиторами дома разобраться, а потом искать работу на новом рейсе. А там, на судне, их кое-как, но кормят. Довели людей до отчаяния, понимаете? Им некуда идти. Мне друзья будут помогать материально, чтобы я дома смог побыть. А через месяц-полтора тоже надо будет снова выходить в море — зарабатывать. На юге примерно 90% судовладельцев — это турки, поэтому снова предстоит с ними иметь дело. В следующий раз будем умнее: не платят месяц — уезжаем.
В прошлом ноябре мы объявили голодовку. Есть у нас матрос, на которого мне было больно смотреть, — он в очень плохом состоянии. Все сильно исхудали, и вес потеряли не только потому, что плохо ели. Нервное напряжение очень сильно вымотало. Люди год не видят свою семью и не получают деньги — можете себе представить, какой это стресс.
Оказалось, что моряки беззащитны. В консульстве России ответили: «Не мы вас нанимали, чего же вы хотите? Можем домой отправить только за ваш счет». В Турции контрактные обязательства не работают. Мы действовали по турецким законам — подали в суд, но у них так все устроено, что судовладелец чувствует свою безнаказанность. Адвокат мне объяснил, что пока с грузового судна снимут арест и продадут его, может пройти 1,5–2 года. Мы и стараемся, чтобы экипаж покинул судно и капитан порта начал процесс продажи. Но турецкая сторона, узнав о наших намерениях, может предпринять какие-то контрмеры. Наш консул мне говорил: «В Турции главный закон — Эрдогана не ругать, а "кидать" можно кого угодно. Закон против иностранцев».
Изначально в экипаже было 12 человек — все россияне. Домой не уехали шесть человек. Насколько я понимаю, возвращаться в Россию они пока не собираются: это их решение, моряки еще надеются на возврат долга.
Если у вас есть какая-либо информация об этом происшествии, сообщите на почту редакции 61@rugion.ru, в нашу группу «ВКонтакте», в WhatsApp по номеру +7–918–50–50–161 или в Telegram t.me/news161ru_bot