В отношении дальнобойщика Александра Закутнего возбудили уголовное дело по статье «Незаконное хранение боеприпасов». Полгода назад мужчина обнаружил на свалке в Амвросиевке гуманитарную помощь для российских военнослужащих. Вот уже шесть месяцев у мужчины то проводят обыски, то приглашают на допросы, то ищут дома наркотики. Как рассказал Закутний корреспонденту 161.RU, не так давно у него снова прошли обыски.
В январе этого года Александр Закутний обнаружил свалку гуманитарной помощи в Амвросиевке — городе у самой границы ДНР с Ростовской областью. Снял видео: самодельные носилки, куртки, медикаменты и письма для российских военных закатаны в землю бульдозером. Волонтер забрал «спасенные» жесткие и ленточные носилки, медикаменты, халаты медицинские, жгуты, косынки, сухой душ солдатский и передал бойцам в госпитали. На многих товарах были обозначение: «Помощь нашим Самбат» (волонтерская самарская региональная общественная организация. — Прим. ред.). Информацию отправили в приемную СК России, а спустя месяц силовики из Москвы должны были прибыть на место и расследовать, но спустя полгода всё так и осталось гнить на свалке. Об этом сообщил сам Закутний, когда снова поехал в Амвросиевку с гумпомощью.
Обыски и уголовка
Александр Закутний считает, что силовики пытаются привлечь его хоть по какой-то статье, потому что уверен — ему припоминают находку на свалке. По этому вопросу полиция и следственные органы до сих пор проводят проверку. Согласно документам (имеются в наличии у редакции. — Прим. ред.), уголовное дело против него возбудили 3 июня.
— Продолжается тема по поводу мусорки в Амвросиевке. На меня завели уголовное дело. Нашли, за что мне рот закрыть. Применяют статью 222 УК РФ — «Хранение боеприпасов». В сейфе моем нашли пачку охотничьих патронов, которую я просто забыл выбросить, — рассказал мужчина. — В уголовном деле написано, якобы следователю поступила достоверная информация, что Александр Закутний может содержать и хранить дома наркотические средства и боеприпасы, привезенные из ДНР и ЛНР.
По словам мужчины, силовики после находки гуманитарки не раз допрашивали его и жителей Амвросиевки, которые указали волонтеру на находку. Мужчину вызывали и в Следственный комитет, и в прокуратуру, и в ФСБ. Периодически тема затухала, но в последнее время снова обострилась. В начале июня в доме у Александра и его супруги Светланы дважды провели обыски. Женщина, как и муж, тоже является волонтером и возит с Александром гумпомощь военнослужащим в Донбасс.
— Искали долго, но ничего не нашли. Я добровольно сам вынес из сарая старый сейф, в котором у меня лежала пачка охотничьих патронов. Это всё, что могло быть у меня дома. Облазили всё, всё перерыли, искали явно не это. Потом приехала вторая группа с начальником. Они еще раз всё обыскали и уехали с недовольными лицами, так сказать. Явно они не это искали, что я им сам отдал, — рассказал Закутний.
В справке дознания указано, что Закутний сам вынес 18 гильз патронов калибра 7,62 мм. Они и стали признанными вещественными доказательствами, которое позже силовики прикрепили к обвинению в незаконном хранении боеприпасов.
Откуда патроны?
В обвинительном акте указано, что Александр по месту жительства характеризуется «посредственно». При этом мужчина вместе с супругой много лет занимается волонтерством и состоят в региональной общественной организации гуманитарной помощи России «Русский мир». В селе, где живет семья с двумя детьми, их знают как неравнодушных и отзывчивых людей. Их характеризуют положительно.
По словам Александра, силовики приехали к нему домой, предоставив постановление на обыск от 20 мая.
— По поводу патронов: было у меня ружье и карабин. В 2018 году я карабин продал, а пачка патронов осталась в сейфе. Лежал сейф под диваном с 2018-го. С того года законы поменялись, и можно было хранить оружие вместе с боеприпасами в сейфе, что я и делал, а про этот сейф я просто забыл, — пояснил мужчина в беседе с корреспондентом. — У меня было гладкоствольное ружье, патроны, лицензия, всё как положено. Ружье после обыска изъяли, хотя оно было с лицензией и законно куплено. А именно на те патроны, которые им отдал, лицензия была просрочена. Они сделали экспертизу, мол, да, охотничьи, купленные в магазине по лицензии — всё официально. А так как у меня лицензия просрочена, то я их должен был утилизировать. А я забыл. Теперь завели уголовное дело за незаконное хранение боеприпасов.
В своих показаниях Закутний также отметил, что плохих намерений у него не было. Насколько это поможет дончанину в суде, он пока не знает.
В обвинительном акте указано, что «Закутний, имея преступный замысел, направленный на незаконное хранение боеприпасов и реализуя его в период с 30 июня 2015 года по 22 мая 2024 года, не имея специального разрешения на хранение огнестрельного охотничьего нарезного оружия и боеприпасов к нему, хранил их на территории своего домовладения».
В документе указано, что патроны «пригодны к производству выстрелов» и хранились в металлической коробке в старом сарае. Предназначались для огнестрельного оружия с нарезным стволом марки «Тигр». Именно его Александр давно продал.
— Я не пойму, что от меня прокурор хочет. Следственный комитет собрал дело в кучу и подал в прокуратуру на отказ от возбуждения уголовного дела. А прокурор сказал: «Нет. Только в суд», — говорит волонтер.
Закутний вспомнил, что встретился во время одного из допросов в Следственном комитете с местными жителями из Амвросиевки. Те взглянули на него и, не поздоровавшись, уехали на машине. Дончанин предполагает, что их могли запугать или так же, как его, измучить допросами и обысками.
Гниющая гуманитарка
Александр регулярно возит с супругой гуманитарную помощь на территорию Донбасса. Мужчина рассказал, что какие-то вещи собирают волонтеры и передают, какие-то он приобретает самостоятельно. Просьбы о помощи и конкретные вещи просят в личных сообщениях и сами бойцы. В переписках, которые предоставил корреспонденту 161.RU Александр, зачастую просят привезти костный воск, степлер для сшивания кожи, медицинскую клеенку, марлевые медицинские отрезы, шприцы, иглодержатели, носилки.
— Я больше всего боялся, что мне прокурор или судья выпишут подписку о невыезде, а я дома сидеть сейчас не имею права. Я сегодня приехал полностью груженный медициной. И снова на следующий рейс у меня уже собран товар, который я поеду по госпиталям развозить, — рассказал мужчина. — Помощи просят все — не хватает времени, финансов и рук. На сегодня я уже в долгах, которые зашкаливают за 300 тысяч, но отказать никому не могу. Всем помогаю, там же наши бойцы.
Сейчас Закутний собирает снова медицинский товар. Нехватка хирургических инструментов, иглодержателей, ножниц Купера и прочего постоянная, уверяет волонтер.
— В сообщениях мне пишут, что нужно, обращаются к Светочке, которая со мной во всех рейсах рядом со мной. И как же обидно, что когда я снова поехал к этой свалке, то увидел, что товар там так и лежит. Никто его оттуда не забирает, — говорит Закутний.
На видео, которое волонтер предоставил редакции (в целях безопасности Александра мы его не публикуем. — Прим. ред.) видно, что сверху на свалке только гуманитарная помощь: носилки, медпрепараты, пеленки, бинты и прочее.
— Ее полгода назад туда выкинули и она продолжает там гнить, а бойцам она нужна, понимаете. Никто ее не пытался там найти, откопать и хотя бы убрать оттуда, — говорит волонтер. — Следователи туда приезжали. Я разговаривал с местным жителем. Их привезли туда: и следователей, и прокуратуру.
Они вышли с бахилами на ножках, сделали шаг из машины, посмотрели со стороны, сели и уехали. На этом их поиск закончился.