Как минимум у двух ростовчанок 13 марта прошли обыски, которые, как им объяснили, проходят в рамках уголовного дела в отношении ростовского журналиста Сергея Резника. При этом сами активистки уверены, что причина визита силовиков в их оппозиционной деятельности и участии в антивоенных акциях.
Как рассказала 161.RU Оксана Ковенькова, ей заявили, что она — свидетель по делу Резника. При этом женщина утверждает, что с журналистом не знакома. Что у нее дома искали силовики, она не знает:
― Зачитали постановление о проведении обыска. На вопрос: «Что вы собираетесь найти?» говорили: «Это к следователю. Мы только делаем свою работу — защищаем родину». Сначала наличные изъяли. Спросила: «Какое отношение это имеет к делу, особенно. если я свидетель?» Потом с кем-то созвонились и сказали: «Деньги мы вам отдадим, потому что мы не звери, не фашисты. Вам же надо как-то жить».
Ковенькова уточнила, что у нее изъяли «почти все телефоны — и старые, и новые». Оставили только телефон сына. Адвоката вызвать не дали:
― Вырвали у меня телефон. Хотя я им говорила, что имею право на адвоката. Сказали: «Это нам решать, будет у вас адвокат или нет». Такой разговор — абсолютно неприятный, хамский.
Женщина связывает обыск с тем, что 24 февраля ее задержали рядом с Донской публичной библиотекой — Ковенькова стояла с антивоенным плакатом. Оксана говорит, что в разговорах силовики обсуждали именно это.
16 марта она должна явиться к следователю.
Еще один обыск прошел у экс-кандидата в депутаты Госдумы Татьяны Спорышевой. К ней приехали утром 13 марта.
― Какой-то сотрудник за дверью орал диким голосом, а я пыталась дозвониться адвокату и родственникам. На возражения, что я не одета, что мне требуется время, стал колотить с такой силой, что стекло глазка разлетелось. Несмотря на то, что по закону необходимо было дождаться приезда адвоката, дверь сносили с петель. Я поняла, что надо открывать, — написала Татьяна на своей странице в Facebook.
По ее словам, обыск проводили сотрудники центра по противодействию экстремизму МВД с двумя понятыми. По словам Татьяны, один из силовиков вел себя «неадекватно и грубо» — вещи сметал и швырял на пол, переворачивал коробки.
― Угрожал, говорил оскорбительные вещи, вытащил телефон у меня из нижнего белья. А после просьбы не уходить далеко в квартире, чтобы я могла его видеть, подошел и прижался ко мне всем телом. В протокол обыска вписан не был. <...> Нервный силовик нежно отряхивал куртку понятого, заявив, что у меня в квартире «срач» и человек запачкался. Мне даже показалось, что они родственники или как минимум хорошие знакомые, — написала Татьяна.
Обыск ей тоже объяснили делом Сергея Резника. Женщина уверена, «что это формальный повод», ей не задали ни одного вопроса об этом журналисте, но активно обсуждали «оппозиционную деятельность» Татьяны.
Обыски 13 марта прошли также у Елены Белан, задержанной ранее с антивоенным плакатом, оппозиционеров Бориса Папаяна, Ирины и Ольги Зениных. С чем они связан, пока не уточняется.
Редакция 161.RU обратилась в пресс-службу ГУ МВД по Ростовской области. Там ответили, что делом занимается Следственный комитет. Мы обратились в пресс-службу следственного управления СК по Ростовской области. На момент публикации оперативный комментарий получить не удалось.
4 марта стало известно, что в Ростове суд заочно арестовал журналиста Сергея Резника по делу о реабилитации нацизма за пост в телеграм-канале. В розыск эмигрировавшего журналиста объявили в октябре 2021 года.