Законопроект, запрещающий суррогатное материнство, в Госдуму внесет сенатор Антон Беляков. По мнению автора запрета, использование суррогатного материнства необходимо запретить в России до тех пор, пока не будет выработан новый комплексный подход к этому институту. Сейчас оказание услуг суррогатного материнства регулируется по гражданско-правовому договору, который закрепляет обязанности и права сторон, но не гарантирует их строгого исполнения.
– Как правило, остается непроясненным, является ли рождение ребенка с патологией или случай внутриутробной смерти результатом ненадлежащего выполнения услуг и основанием для расторжения договора, – приводит слова Антона Белякова «Доктор Питер». – Для передачи ребенка от суррогатной мамы к родителям-«заказчикам» не требуется даже процедура усыновления. При этом в соответствии с Семейным кодексом РФ (ч. 4 ст. 51) биологические родители могут забрать новорожденного из роддома только после того, как суррогатная мама даст на это согласие. Это часто приводит к тому, что суррогатные матери начинают шантажировать биологических родителей.
Кроме того, как считает сенатор, в последнее время из-за относительной дешевизны таких услуг и отсутствия законодательных ограничений Россия стала одним из центров так называемого репродуктивного туризма. Антон Беляков отмечает, что многочисленные научные исследования доказали формирование связи ребенка с матерью на пренатальной стадии его развития, прерывание которой влечет серьезный стресс для ребенка и другие негативные последствия.
Юристы также подтверждают, что сегодня законодательная база суррогатного материнства в России противоречива. Подзаконные акты определяют процедуру суррогатного материнства как один из методов лечения бесплодия, в связи с чем приоритет должны были бы отдавать биологической матери. Между тем при отказе суррогатной матери отдавать ребенка биологическим родителям, несмотря на заключенный договор, закон будет на её стороне.
Против суррогатного материнства выступает и Русская православная церковь. В то же время специалисты и медики считают, что запрещать его нельзя, а надо подкрепить продуманным законом – для тысяч российских пар, которые не могут родить ребенка по состоянию здоровья, оно остается единственной надеждой иметь собственного с генетической точки зрения ребенка.
Фото: Фото Олега Каргаполова