С каждым летом количество людей, щеголяющих пирсингом в разных местах, заметно увеличивается. И этот способ самоукрашения давно уже перестал быть сугубо молодежным. Даже дамы бальзаковского возраста решаются на столь неординарный шаг, как прокол пупка или брови. Однако пирсинг, и об этом не стоит забывать, является, по сути, травмой и как любая другая травма несет в себе массу опасностей.
Проколотые уши, ноздри, брови, губы и языки – все это относится к лицевому пирсингу. Существует много мнений, что прокол мочки уха или брови влияет на акупунктуру тела или что воспаление прокола на лице может привести к менингиту. Чтобы опровергнуть или подтвердить это, нужно обратиться к специалисту.
«На ухе и лице, действительно много точек, отвечающих за стимуляцию того или иного органа, но опасность таят не они, а та инфекция, которая через ранку попадает в кровь, – считает хирург Наталья Спирина. – Сепсис или менингит, конечно, может начаться из-за раны на любом участке тела, но поскольку тканевый барьер является неплохой защитой, то чем ближе источник инфекции к мозгу, тем выше риск».
Другая опасность проколов на лице – это сложность ухода за ранами и развитие различных патологических процессов. Так, заживление пирсинга на языке или губе происходит в два-три раза дольше, чем на мочке уха – из-за постоянного воздействия на рану. «Людям, решившим проколоть язык, нужно на весь период заживления отказаться от курения, употребления алкоголя, острой и травматичной пищи, например чипсов, сухариков, – советует доктор. – Не рекомендуется есть и холодную пищу, в частности мороженое, потому что холод сужает сосуды и тормозит регенерацию тканей».
Кроме того, каждый четвертый случай пирсинга на языке заканчивается наращиванием рубцовой ткани, которую сами пирсеры называют вторым языком. Этот процесс требует врачебного вмешательства, иначе у пациента могут развиться хронические воспалительные процессы, которые приводят к угнетению рецепторов и невозможности ощущать вкус, а в некоторых случаях и к повреждению зубных нервов и десен. Американская стоматологическая ассоциация в начале 2000-х годов стала бить тревогу и не раз выступала с инициативой жестко ограничить или вовсе запретить пирсинг в полости рта. Американская же академия пластической и восстановительной хирургии лица тоже выпустила бюллетень, в котором сказано: «Сильное беспокойство вызывает то, что люди проделывают многочисленные отверстия в верхней части уха: в случае серьезной инфекции эту часть ушной раковины можно полностью потерять. Опасность представляют и заклепки в носу, так как инфекция в этой области может затронуть кровеносные сосуды и распространиться на мозг».
«Основные проблемы лицевого пирсинга возникают потому, что места проколов ничем не защищены, – поясняет дерматолог Оксана Матвеева. – На них попадает пыль, они подвергаются температурному воздействию. Если говорить о проколах губ и языка, то здесь добавляется еще и химическое воздействие – от пищи, курения, губной помады». Все это негативным образом сказывается как на заживлении раны, так и на прилежащих к ней участках кожи и слизистой. «Если прокол повредил сосуд, то с большой вероятностью можно говорить о нарушении локального кровоснабжения, – продолжается Оксана Вадимовна. – Если игла задела нерв, то могут развиться неприятные последствия, такие как онемение, нарушение процесса регенерации. Кожа быстро утрачивает эластичность, становится сухой и обвисает».
Ну и общая для всех видов пирсинга проблема – опасность заражения неизлечимыми болезнями – СПИДом, туберкулезом, гепатитом, вирусом герпеса. Заразиться можно не только у мастера, который делает проколы в домашних условиях, но и в профессиональном тату-салоне и даже в салоне красоты. Происходит это потому, что порой люди еще не знают, что больны гепатитом или СПИДом, да и мастера не всегда ревностно относятся к дезинфекции инструмента. Человеческий фактор зачастую оставляет место для риска. Именно поэтому в России люди, сделавшие пирсинг, лишь через год после процедуры могут стать донорами, а в некоторых европейских странах вообще запрещено принимать компоненты крови от людей, имеющих на теле проколы.