Вас пугает, что ваш повзрослевший ребенок «виснет» за компьютером по шесть – семь… или 18 часов в сутки? Вы ссоритесь по утрам, когда пытаетесь разбудить его и отправить в школу, в вуз, на работу, где он лишь отбывает время, чтобы поскорее вернуться к компу? На столе – нетронутая еда. По дому не дождешься от него помощи. Он стал раздражительным, грубым, гневливым… Вы знаете, что он затеет скандал, если вы попытаетесь оторвать его от компьютера. Вы призываете его к здравомыслию, а он не внимает: вновь и вновь сидит в Сети до утра, а просыпается за полдень… Налицо симптомы компьютерной зависимости. Разобраться с этой проблемой поможет психиатр лечебно-реабилитационного научного центра Антон Дьяченко.
– Сколько времени человек должен проводить перед компьютером, чтобы можно было судить о развитии у него зависимости?
– Время, проводимое за монитором, не является определяющим в установления зависимости. В нашей практике имел место случай обращения пациента, который в течение 72 часов играл в режиме on-line. Другой пациент, будучи ограниченным во времени родственниками, играл по полтора-два часа в день, однако как только контроль был снят, продолжительность игры резко возросла, достигнув 16-17 часов в сутки. Были и такие, которые проводили в Сети четыре-пять часов ежедневно, не проявляя при этом признаки зависимого поведения. Другими словами, временной показатель, который наиболее часто становится причиной обращения к специалисту, не является симптомом компьютерной зависимости и может разниться у разных людей.
Задача врача установить, почему пациент стал проводить за монитором больше времени. И с этой точки зрения гораздо более существенными признаками зависимости являются происходящие в психике (системе ценностей, мировоззрении, эмоционально-волевой сфере) перемены. Речь идет в первую очередь о нарушении контроля над побуждениями и сиюминутными желаниями, вытеснении прежних интересов и свойственных ранее эстетических потребностей, оскудении личности, угнетении ряда физиологических функций (сна, аппетита, чувства усталости, мочеиспускания, дефекации). Следствием этого является усиление социальной изоляции, усугубление академических, профессиональных и межличностных проблем.
– Как проявляется компьютерная зависимость?
– Итак, возникновение у человека зависимости от компьютера обусловлено тремя принципиальными условиями: первое – определенная предрасположенность к зависимости, связанная с наследственностью (почти всегда у родственников наших пациентов обнаруживаются проблемы с употреблением алкоголя, наркотиков), с наличием органической патологии нервной системы, сопутствующих психических нарушений, с некоторыми личностными особенностями. Второе – социально-психологические условия и обстоятельства, запускающие механизм развития зависимости. К примеру, ощущение дискомфорта, постоянной тревоги у детей из неполных семей или таких, где не затихают постоянные разногласия и ссоры между родителями. Важное значения имеют сложные отношения со сверстниками. Все эти обстоятельства воспринимаются подростками (и даже некоторыми взрослыми), имеющими предрасположение, как труднопреодолимые, от которых хочется хотя бы на время устраниться, убежать.
Третье – наличие «двери», через которую совершается иллюзорный побег. Невежественно считать компьютер и Интернет причиной Зла. Но при определенных обстоятельствах они могут стать благоприятной средой развития расстройства у лиц, предрасположенных к этому. Виртуальная среда позволяет легко компенсировать эмоциональные, коммуникативные и волевые проблемы. То, что в реальной жизни человек достигает, прилагая большие усилия, претерпевая неудачи и потери, в компьютерной реальности – можно получить без особого труда. Несколько щелчков «мышкой» – и повысилась собственная самооценка, получены до этого недоступные впечатления, удовлетворены стремления к превосходству, лидерству, признанию.
– Почему необходимо обращение к психиатру?
– Когда вы решаете, к кому обратиться по данной проблеме, важно знать, что компьютерная зависимость далеко не всегда развивается по сугубо психологическим механизмам и достаточно часто маскирует более тяжелое психическое расстройство. У детей и подростков, к примеру, таким расстройством чаще всего является шизофрения. Поэтому только психиатр компетентен на основе тщательной диагностики поставить верный диагноз и назначить своевременное индивидуальное лечение.
Кроме того, необходимо учитывать, что описанное выше предрасположение не является уникальным для компьютерной зависимости и с высокой вероятностью может быть воплощено в практически любой другой форме зависимого поведения – как химической, так и нехимической. В связи с этим следует понимать, что, отняв компьютер, вы закроете перед ребенком лишь одну из десятков дверей для реализации патологического влечения. Переход от увлечения виртуальным миром к другой зависимости может происходить и самостоятельно – при всей насыщенности компьютерной жизни, однажды и она перестает казаться достаточно увлекательной, и зависимый выходит на поиски нового источника стимуляции.
– Как бороться с компьютерной зависимостью?
– У любой зависимости выделяется два компонента. Первый – психологический, наиболее поверхностный, включающий первоначальные мотивы зависимого поведения и некоторые личностные изменения, происходящие в ходе развития расстройства. Традиционно лечение нехимической (в том числе компьютерной) зависимости направлено именно на эти механизмы и сводится к психологической коррекции или психотерапии. При этом полностью игнорируется другой, глубинный механизм, формирующийся вследствие дисфункции головного мозга. Грамотный, точечный подбор лекарственных препаратов значительно повышает эффективность лечения. Доказано, что в головном мозге происходят изменения, подобные тем, что у пациентов, которые страдают алкоголизмом или наркоманией. Данные обстоятельства, а также опыт сотрудников нашего центра позволяют утверждать, что наиболее перспективным и действенным в лечении компьютерной зависимости можно считать именно комплексный подход, сочетающий фармакологическое лечение с индивидуальной и семейной терапией. Исследовательской группой «Феникса» разработаны методики (нами получено два патента на изобретение), позволяющие определять наиболее эффективную тактику терапии и достигать положительных результатов.
Родители, помните, компьютерная зависимость формирует резкую дисгармонию характера, препятствующую нормальной социализации личности. Без этого не может быть полноценной счастливой личности. Ваш долг – обеспечить нравственное, психическое и физическое здоровье своему ребенку.
Признаки, заставляющие подумать о возможности «компьютерной зависимости»:
• постоянные мысли об Интернете или компьютерной игре;
• многократные проверки электронной почты или страницы в социальной сети;
• потеря количественного контроля над временем, проведенным за компьютерными играми или во Всемирной паутине;
• несоблюдение ребенком установленных родителями сроков на использование Интернета или игры;
• ложь членам семьи и знакомым о количестве проведённого времени в сети или за компьютерными играми;
• возникновение раздражительности или даже агрессии при попытках ограничить время, проводимое за компьютером; дискомфортное состояние в период невозможности использования компьютера;
• уменьшение продолжительности сна, снижение аппетита по причине увлеченности компьютером; прием пищи без отрыва от компьютера;
• снижение интереса к некогда приятным формам времяпрепровождения в угоду занятиям на компьютере;
• занятия в Интернете или игра в компьютерные игры происходят в ущерб «живому» общению с друзьями или семьей;
• пренебрежение учебой, работой, прежними увлечениями в пользу Интернета или компьютерных игр, что приводит к нарастанию семейных, социальных и профессиональных проблем;
• формирование новых отношений, форм общения (чаще интерактивных), с людьми, встреченными on-line.
Фото: Фото предоставлено ЛРНЦ «Феникс»