«Синдром принцессы», развивающийся у многих маленьких девочек под влиянием мультфильмов и сказок, – повод для беспокойства родителей. Такое мнение высказала психолог Джин Твендж на страницах только что вышедшей в свет книги «Эпидемия нарциссизма: жизнь в век постоянных требований». Зарождается этот синдром достаточно незаметно: под восторженные «ахи» и «охи» родителей и друзей маленькие девочки получают в подарок книги и видеофильмы о Золушке, Белоснежке, Спящей красавице, Русалочке и прочих сказочных персонажах, а также одежду и бижутерию, в которых они ощущают себя «настоящими принцессами».
Проблема в том, отмечает психолог, что по мере взросления у многих сохраняется постоянная потребность в обожании со стороны окружающих и тяга к безмерным тратам. Постоянное желание «получать все самое лучшее» оборачивается не только серьезными финансовыми проблемами, но и напряженными отношениями с близкими, поскольку те, кто страдает «синдромом принцессы», смотрят на всех свысока. «Если девочка считает себя принцессой, то это вовсе не значит, что ее родители исполняют в ее воображении роли короля и королевы, – отмечает Твендж. – Скорее, родителям отводится роль верноподданных».
Как считает Джин Твендж, существуют три достаточно явных признака, по которым можно определить наличие у девушек «синдрома принцессы», – это чрезмерно подчеркнутая женственность, твердое убеждение девушки в том, что она «совершенно уникальна», и постоянное стремление продемонстрировать, что именно за ней должно оставаться последнее слово. «Когда девочке 15 лет и окружающие ей твердят, что она выглядит «как принцесса», это нехороший сигнал, – считает Твендж. – Возникает вопрос, когда же она повзрослеет и откажется от детских мечтаний. Да и глупо представлять себя в таком возрасте принцессой, зная, что ею никогда не стать. Так зачем же оттягивать возвращение к реальности?»