Американские ученые обнаружили, что распространенная бактерия, обитающая в почве, при попадании в организм может повысить обучаемость и сообразительность. По словам Дороти Мэттьюс и Сьюзан Дженкс из Колледжей Сэйдж в Трое, штат Нью-Йорк, почвенная бактерия Mycobacterium vaccae, родственная возбудителям туберкулеза и лепры (проказы), зачастую попадает в организм человека через дыхательную или пищеварительную систему. Предыдущие исследования показали, что убитая M.vaccae, введенная мышам, стимулирует рост нервных клеток в определенных областях мозга, что повышает концентрацию медиаторов серотонина и норадреналина в этих областях и снижает уровень тревожности.
Поскольку серотонин принимает участие в мозговых процессах, связанных с обучением, исследователи решили изучить влияние этой бактерии на обучаемость животных. Для этого они добавили живые микроорганизмы в пищу мышей. Оказалось, что поглощавшие микобактерию животные ориентируются в незнакомом лабиринте вдвое быстрее, чем не контактировавшие с этим микробом. При этом у них наблюдался значительно меньший уровень тревожности, что подтверждает результаты предыдущих экспериментов.
Затем в пищу животных перестали добавлять M.vaccae. Последующий тест с лабиринтом показал некоторое снижение обучаемости, однако она все же оставалась выше, чем в контрольной группе. Такой же эксперимент, проведенный через три недели, не выявил статистически значимых различий между группами мышей, что свидетельствует о временном эффекте микобактерии. На основании полученных результатов ученые высказали предположение, что регулярные прогулки детей на площадках, где обитает M.vaccae, могут облегчить процесс их обучения и снизить тревожность, однако доказать это можно лишь в непосредственном эксперименте.