Обычно маленькие дети хотят поскорее вырасти. Потому что только взрослым можно не спать хоть всю ночь и играть в компьютерные игры, вместо ненавистной детсадовской (школьной) манной каши и скучного супа есть конфеты и стать кем угодно – хоть балериной, хоть олигархом, хоть солдатом Джейком Салли из «Аватара». Такие дети старательно подражают взрослым и более-менее успешно преодолевают все возрастные ступеньки развития. Однако в последние годы появляется все больше девочек и мальчиков, которые взрослеть не хотят. Причем не хотят они этого категорически.
Остаюсь в садике
«Моя дочь заявила, что она всегда хотела бы быть ребёнком, – рассказывает отец шестилетней Анечки Павел Кондрашов. – Дочка всегда была маленькой и худенькой, и все принимают ее за пятилетнюю. Однако в садике она самая старшая в группе. Аня давно умеет читать, всегда с удовольствием помогала воспитателям. Но в последние полгода все это как будто исчезло. Она стала уподобляться своим младшим подружкам, стала говорить, сюсюкая и коверкая слова, достала игрушки, с которыми играла в 3-4 года. Когда мама ее хвалит за помощь и говорит: «Анечка, совсем уже большая! Помощница выросла!» – она тут же чуть не в слезы: «Нет! Я маленькая!» Недавно Аня «решила», что в следующем году в школу она не пойдет, а останется в садике».
«Недавно мы отмечали день рождения. Сыну исполнилось 11 лет, и праздник закончился чуть ли не истерикой, – рассказывает мама 11 летнего Максима Алена Пандерина. – С начала все было замечательно. Бабушки-дедушки поздравили, повосхищались, какой Макс стал большой, потом мы, все взрослые, ушли. Мы разрешили Максиму отметить свой день рождения как взрослому, с друзьями. Вечером Макса как подменили: «Не хочу быть большим, не хочу, чтобы мне было 11 лет». Оказалось, что у взрослых не только свобода, друзья и личная жизнь без контроля родителей, но и обязанности. Максу очень не понравилось, что за друзьями нужно было ухаживать, приносить еду и напитки на стол, потом все это убирать. Получилось, что, пока друзья веселились, он исполнял роль «Золушки». Теперь он отказывается выполнять вообще все обязанности по дому, даже то, что с удовольствием делал лет с пяти. Как поступить – мы с мужем пока не знаем. Говорить, о том, что сын навсегда останется для нас малышом, не хочется. Но и разговоры о том, как здорово быть взрослым, сыну в одно ухо влетают, в другое вылетают. Он продолжает играть в маленького мальчика».
Обаятельная проблема у взросления
«Один из критериев взросления – это желание и способность брать на себя и выполнять обязанности, отвечать за свои поступки, – рассказывает детский психолог Вера Серебрякова. – Если малыш 3-6 лет проявляет инициативу, на предложение о помощи говорит: «Я сам!», то, скорее всего, этап взросления у него идет в норме. Дети – хорошие подражатели, и если ребенок (как в первой истории) постоянно находится среди младших по возрасту, то он им и подражает. Они не тормозят его развития: просто, наблюдая «преимущества» малышей, более старший ребенок пытается вести себя так, чтобы и у него все эти «преимущества» были. Если родители в игровой форме покажут все плюсы общения старших с младшими, то у Ани появится другой пример для подражания.
В любом возрасте у ребенка нужно поддерживать инициативу. Если что-то не получается сразу и отвергается, попробуйте сделать это вместе и объясните, что сразу не получается делать ни у кого, и чтобы получилось, надо пробовать. Не стесняйтесь признаваться детям в своих ошибках, но только в адаптированном к возрасту ребенка варианте».
Вообще для подросткового возраста вполне нормально испытывать конфликт желаний – взрослеть или не взрослеть, успокаивают специалисты. Но если этот конфликт затягивается, то он вполне может вылиться в так называемый синдром Питера Пена. Обаятельный Питер Пен, герой одноименной книги Джеймса Барри, тоже отказывался взрослеть. Подобное инфантильное поведение мужчин и женщин американский психолог Дэн Кайли назвал «синдромом Питера Пена». Его главные симптомы: безответственность, нежелание признавать свои ошибки, требование любви, но неспособность самому любить и проявление чрезмерно сильных эмоций.
А рождается инфантильность весьма незаметно: из уроков, которые доделывают за ребенка родители, из бардака в детской и не вымытой посуды, которые проще ликвидировать самому, чем три часа объяснять ноющему ребенку, почему и как это надо сделать, из желания уберечь детей от неправильных решений (мы ведь лучше знаем, как надо!). Среди наиболее распространенных причин детского нежелания взрослеть и взрослого инфантилизма также:
ребенок слишком рано оказался «взрослым». Например, при смерти родителей, при уходе одного из родителей, при разводе, при большой занятости родителей, если нужно было заботиться о младших детях, если родители были алкоголиками и т. д.;
тотальный контроль и наказание за малейшую провинность;
чувство заброшенности в детстве;
избыток любви, излишняя опека. Например, когда у родителей один смысл в жизни – угодить ребенку.
На собственные грабли наступать разрешается
Самый опасный период для такого антивоспитания – с 8 до 12 лет. В этом возрасте подросткам стоит доверять нести ответственность за свои поступки и за себя самого. Именно сейчас самое время научить сына или дочь самостоятельно справляться с проблемами, подсказать путь или алгоритм решения проблемы, а самому отойти в сторону. Но самое главное – нужно отказаться от стремления все контролировать и дать ребенку право сделать и исправить собственные ошибки. «Если ваш ребенок ответственен, дайте ему максимум свободы и не вмешивайтесь понапрасну в его дела, – советует детский психолог Вера Серебрякова. – Позвольте подростку полностью ощутить на себе отрицательные последствия своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным». Наказание должно быть быстрым, коротким, редким и адекватным проступку. Однако не стоит путать проступки и ошибки. Кастрюля супа, собственноручно сваренного, но пересоленного – это гораздо лучше, чем кастрюля супа, сваренного мамой и вылитого в унитаз».
Следующий этап – примерно с 13 до 16 лет – формируется чувство взрослости, индивидуальности, создание собственной системы ценностей. И если до 16 лет в воспитании можно обойтись «профилактикой» инфантилизма и нежелания взрослеть, то позже уже могут понадобиться консультации и лечение у психолога. Но начинать в этом случае вам придется с себя, дорогие родители.