14 февраля 1943 года советские войска окончательно освободили Ростов-на-Дону. Уличные бои и бомбардировки нанесли городу огромный ущерб. В руинах лежало 12 тысяч домов. Далеко не все из них удалось реконструировать — так сильно они пострадали.
161.RU изучил фотографии послевоенного Ростова и рассказывает, какие здания удалось сохранить, а какие исчезли навсегда.
Доходный дом Рецкера и Хосудовского
Одно из самых невезучих зданий Ростова. Огромный небоскреб появился недалеко от Старого базара в 1916 году, строился для купцов Эммануила Рецкера и Бориса Хосудовского. Они торговали табаком, заработали себе приличный капитал и заказали проект у архитектора Леонида Эберга, который потом стал одним из самых известных зодчих Ростова.
Только дом построили, как грянула революция. Во время Гражданской войны он сгорел и долго стоял в полуразрушенном виде. Его подвалы начали обживать беспризорники — эти события нашли отражение в романе Веры Пановой «Сентиментальный роман». В 1925 году обрушились перекрытия третьего и четвертого этажей. После долгих обследований здание признали годным к восстановлению, разработал его сам автор здания — Эберг. Здесь открылась гостиница «Дон».
До начала войны дом оставался самым высоким в Ростове, что и сделало его отличным ориентиром для самолетов и артиллерии. В первую оккупацию здание сгорело. Во время второй немцы разобрали его до основания на стройматериалы для насыпи к мосту через Дон. На этой насыпи сейчас находится небольшой сквер с детской площадкой на восточной части Буденновского. А на месте дома сейчас стоит одно из зданий мореходного училища.
Буденновский проспект от Большой Садовой до реки Дон
До революции Таганрогский проспект (ныне Буденновский) являлся главной транспортной артерией Ростова — в его начале находился мост через Дон. Из-за этого именно здесь в Великую Отечественную войну проходили самые жесткие уличные бои, а кварталы вокруг постоянно бомбили.
Особенно досталось части проспекта от Береговой и до Большой Садовой. Из 40 дореволюционных зданий свой оригинальный облик сохранило всего пять, остальные реконструировали или отстраивали заново уже после войны.
На месте коммерческого клуба, который стоял на углу Большой Садовой и Буденновского, теперь сквер перед консерваторией. А здания от Береговой до Баумана снесли полностью. Восточную сторону улицы уничтожили немцы, когда делали насыпь для моста. Западную разобрали во время устройства на месте руин спуска к набережной.
Доходный дом Мелконовых-Езековых
Одно из самых пышно украшенных зданий города появилось аккурат перед революцией в 1915–1916 годах. Правдивой информации про этот доходный дом немного, а легенд ходит огромное количество.
Одна из самых популярных — что владелец дома, Гавриил Мелконов-Езеков, соперничал с другим купцом, Карапетом Черновым. Каждый стремился построить свой дом выше и красивее. Но только первый умер еще в 1890-е годы, а второй приобрел себе соседнее здание на углу нынешних Большой Садовой и Ворошиловского 10 лет спустя.
Во время боев за Ростов в 1941 году в здание попала бомба, и оно сгорело. Внешние стены тогда еще стояли, что можно увидеть по нескольким фотографиям того времени. Но вторую оккупацию здание не пережило. Большая часть фасада обрушилась на улицу. Сейчас на этом месте стоит шестиэтажный жилой дом сталинской эпохи.
Петровское реальное училище
Когда-то одно из крупнейших учебных заведений города. Построили его в 1877 году, за 20 с лишним лет до появления нового дома для гордумы на углу Большой Садовой и Семашко. На возведение собственного здания училища ушла огромная по тем временам сумма — 200 тысяч рублей.
Из-за размеров и популярности заведения здесь обучались многие люди, которые потом стали известными. Например, барон Врангель, один из будущих лидеров Белого движения, а также ростовский архитектор Михаил Кондратьев.
Во время войны дом сильно пострадал. От одного из его корпусов остались руины. После войны восстанавливать здание бывшего Петровского училища не стали. Вместо него разбили сквер. Но в память о доме в той части парка Горького осталось три дорожки, которые проходят по бывшим коридорам училища.
Доходный дом Кукса
Это здание строилось на деньги ростовского купца Ивана Демьяновича Кукса — преемника дел своего родственника Тимофея, который вместе еще с двумя людьми открыл в городе первый водопровод в 1865 году. Судя по оценкам недвижимого имущества за 1915 год, дом был одним из самых дорогих в Ростове. Он оценивался в 100 тысяч рублей — столько же стоила и гостиница «Московская» на Большой Садовой.
В войну квартал, где находилось здание, очень сильно пострадал. Во время реконструкции дом Кукса и его соседа по Соборному разобрали, расширив эту часть переулка.
Руины старых зданий сносили в Ростове не так часто. Если стены сохраняли несущую способность, то дом восстанавливали, иногда изменяя его декор или размеры. Яркий пример — главное здание города.
Городская дума
Это здание еще до революции стало одним из символов Ростова. Строилось оно для администрации города в 1890-е годы. Его проект разработал архитектор Александр Померанцев — автор Верхних торговых рядов (ГУМа) в Москве на Красной площади. Сделал он это по приглашению ростовских купцов.
В начале 1920-х годов у здания сгорела крыша и обрушились купола. Во время войны оно пострадало гораздо сильнее — от дома остались только внешние стены. С северной стороны не выдержали даже они, и часть фасада обвалилась.
После окончания второй оккупации городскую думу восстановили одним из первых зданий города. Но не до конца — всё так же без куполов и части декора. Эти детали появились только во время реставрации в 1990-х годах.
Доходный дом Генч-Оглуева
Также здание известно по названию магазина, который находился здесь на первом этаже в советское время, — «Океан». Одно из самых обильно украшенных декором зданий города появилось в Ростове в конце XIX века. Строил его нахичеванский купец Степан Генч-Оглуев, а проект составлял архитектор Померанцев — автор городской думы Ростова.
После обстрелов и бомбежек Великой Отечественной здание полностью сгорело. Остались только внешние стены, часть декора погибла. Восстановили дом примерно в таком же виде, как и до революции. Но с некоторыми изменениями — появилось гораздо больше окон на мансардном этаже, часть лепнины, балконов и шатер упростили. А через некоторое время на шатре вместо шпиля появился морской конек. Там он остается и по сей день.
Особняк Николая Парамонова
Сын самого известного ростовского купца в начале XX века придерживался крайне оппозиционных по отношению к власти взглядов. Николай владел издательством «Донская речь», которое выпускало книги остросоциальной направленности — произведения Короленко, Горького, Толстого, Маркса и другие. Продавались они по очень низкой цене, и позволить их себе могли даже самые бедные рабочие. В революцию 1905 года издательство печатало в том числе и листовки. В них, например, рассказывалось, что такое избирательное право, зачем нужна свобода слова.
Типографию закрыли, и на Николая Парамонова завели уголовное дело. Но оно тянулось так долго, что купец попал под амнистию к юбилею Дома Романовых в 1913 году. После чего Николай остепенился, занялся вместе с братом делом умершего отца и построил особняк на Пушкинской для себя и своей семьи.
В Гражданскую войну здесь поочередно заседали то красные, то белые. В 1930-е здесь разместился музей краеведения. А в войну особняк сгорел. Восстановили здание по проекту его автора, Леонида Эберга. С тех пор оно принадлежит библиотеке РГУ (ныне ЮФУ).
Коммерческое училище
В начале XX века в Ростове не хватало мест, где людям давали экономическое образование. Вскоре такое учебное заведение появилось. А потом на деньги ростовских купцов для него построили огромное трехэтажное здание, которое открылось в 1904 году. В советское время здесь поочередно размещались институты и техникумы, сейчас здесь находится Академия архитектуры и строительства ДГТУ.
В войну бывшее коммерческое училище серьезно пострадало. Но уже в сентябре 1945 года здание частично восстановили — в западном крыле корпуса начались занятия. Остальные части здания и соседние дома на его территории студенты, преподаватели и архитекторы реконструировали еще почти 10 лет.
Театр драмы имени Максима Горького
Новое здание театра появилось в Ростове в середине 1930-х годов. Его авторами стали столичные архитекторы Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх. Театр стал одним из самых огромных в стране — большой зал вмещал до 2200 человек. Но в первоначальном виде просуществовал он недолго.
Во время войны здание сгорело практически дотла. Остались только внешние стены и часть крыши. Всё, что находилось внутри, было уничтожено. Здание хотели реконструировать в стиле модной тогда сталинской архитектуры — добавить лепнины и колонн, сделав его похожим на здание Большого театра в Москве.
Сначала на такую задумку не хватало денег. Потом, после смерти Сталина, началась борьба с архитектурными излишествами. Тогда театр и реконструировали — он стал гораздо короче в длину, а главный зал стал вмещать в два раза меньше человек. Окончательно здание восстановили только к 1963 году — через 20 лет после освобождения Ростова.
Ранее 161.RU публиковал снимки из оккупированного на 205 дней Ростова. Фотографии сделали немецкие военные.