С 1 января 2020 года ростовчане должны перейти на раздельный сбор мусора. Это очередной этап так называемой «мусорной реформы», которая проводится на территории всей страны. Теперь сортировать мусор станет обязанностью каждого человека, но приучить к этому население, по мнению специалистов, удастся не скоро.
О раздельном сборе мусора ростовчанам рассказывали давно. Первые контейнеры для сортировки бытовых отходов можно было увидеть в городе еще три года назад. Но до сих пор их утилизация велась бессистемно. По новым правилам, каждого человека обяжут сортировать бытовые отходы. Уже сейчас в пилотных регионах, где опробуется «мусорная реформа», их делят на органические и неорганические. Более сложную схему сортировки жителям крупных городов предложить сложно. Небольшая площадь кухонь в многоквартирных домах не позволяет людям собирать пластик, стекло, бумагу и железо в отдельные пакеты. Кроме того, для утилизации мусора по новым правилам региональным операторам предстоит изменить логистику.
— Работа по внедрению программы раздельного сбора мусора ведется совместно с органами местного самоуправления. Для этой цели необходимо оборудовать площадки для контейнеров. Туда будут приезжать два вида мусоровозов. Одни будут забирать мусор, который можно переработать. Другие — остальные отходы, — рассказали в пресс-службе компании «Чистый город».
В июне 2019 года руководитель ростовского департамента ЖКХ и энергетики Анна Нор-Аревян заявила, что сейчас в Ростове 800 контейнерных площадок для раздельного сбора. До конца года их количество планируется увеличить как минимум на 600. Кроме того, власти объявили, что в ближайшем будущем в городе появится новый мусороперерабатывающий завод.
На бумаге эти замыслы выглядят красиво, но, как получится на практике, еще неизвестно. Опрошенные порталом 161.RU председатели нескольких ТСЖ признались, что они до сих пор не знают, как будет проходить сбор мусора по новым правилам. По словам председателя Ростовской ассоциации ТСЖ Сергея Атаманенко, недавно он получил письмо от фирмы, которая занимается раздельным сбором отходов. В нем говорится, что компания установила шесть видов контейнеров: для стекла, пластика, бумаги и другого мусора. И предложила председателям ТСЖ информировать жильцов о новых возможностях. При этом в документе не указано ни одного адреса, где находятся контейнерные площадки.
Сергей Атаманенко считает, что при таком уровне развития инфраструктуры приучить население к раздельному сбору мусора удастся только спустя десятилетия. Даже если у людей будет возможность без проблем сортировать отходы, необходимо, чтобы изменилось их мышление. Например в Германии, которая первая ввела такую систему в 1978 году (тогда в стране появились первые цветные контейнеры для сортировки), официально приняли закон, обязывающий это делать, лишь в 1990 году. До этого раздельный сбор мусора активно пропагандировался в СМИ.
— В Англии на это ушло 25 лет. Собирать мусор раздельно людей там учат с ранних лет. Выросло целое поколение, для которого такой подход является нормой. А у нас хотят за два-три года полностью поменять людское сознание, — говорит Сергей Атаманенко.
Впрочем, некоторые добровольцы занимаются раздельным сбором мусора в городе уже несколько лет. Первый такой эксперимент волонтерская организация «Ростов — город будущего» провела еще в 2012 году. Сейчас она ежемесячно организует акции по сбору мусора: люди приносят уже отсортированные бытовые отходы, а волонтеры отвозят их на предприятия, которые занимаются переработкой.
Сейчас «Ростов — город будущего» работает над новым проектом — экологическое такси. Желающий может подать заявку на сайт РГБ, и к нему приедет специальный автомобиль, который заберет отсортированный мусор. Стоит такая услуга от 150 до 300 рублей в зависимости от объема груза. По словам руководителя организации Алексея Милича, проект некоммерческий. Заработанные деньги идут на зарплату водителей и аренду склада, где временно хранятся отходы.
— Пять лет назад наши ежемесячные акции посещали около 200 человек. Сейчас — более 2000. Услугами экологического такси регулярно пользуются более 300 клиентов. Из этого можно сделать вывод, что сознание ростовчан постепенно меняется. Люди более ответственно стали подходить к вопросу утилизации мусора, — считает Алексей Милич.
Помимо добровольческих организаций, в Ростове можно найти и отдельных людей, которые самостоятельно практикуют раздельный сбор мусора. По словам фотографа Евгения Вдовина, он уже несколько лет сортирует бытовые отходы. Такая возможность есть во многом благодаря тому, что семья живет в частном доме. Поэтому часть органического мусора идет на удобрения, остатки пищи — на корм животным, а картон, пластиковые бутылки и стекло можно некоторое время хранить в подвале. Вдовин считает, что сортировка — вопрос личного выбора и дисциплины. Много времени и труда это не отнимает. Хотя городская инфраструктура пока слабо приспособлена для людей, заботящихся об экологии.
— Для многих проблемы связаны с нехваткой места. Я могу себе позволить долго собирать и сортировать мусор. Раз в месяц вывожу его специальным организациям. Но когда человек живет в двухкомнатной квартире, делать это гораздо сложнее: где поместить пакеты для отходов? Кроме того, в городе не так много площадок для раздельного сбора. Хорошо, если у вас есть автомобиль: загрузил мусор в багажник и отвез. Но в общественном транспорте вряд ли кто-то будет далеко его перевозить. А пешком таскать далеко, — говорит Евгений Вдовин.
Мусорная реформа стартовала в Ростовской области 1 января 2019 года. С тех пор жители региона жалуются на высокие тарифы за вывоз мусора и некачественную работу коммунальщиков. По словам министра ЖКХ региона, на рекультивацию свалок потратят 5,9 миллиарда рублей.
— К 2024 году планируем очистить 89,1 гектара. Деньги выделяют на очистку территорий в Ростове, Каменске-Шахтинском, Новочеркасске, Таганроге, Красном Сулине и Цимлянске, — сказал Майер.
Ранее портал 161.RU писал, что Greenpeace перезапускает свой проект-карту по раздельному сбору мусора Recyclemap. На ней отмечены пункты приема, куда можно сдать на переработку бытовые отходы.