В этом году исполняется 270 лет со дня основания донской столицы. В нашем проекте «Культовые места Ростова» 161.RU продолжит знакомить вас истории зданий и районов города. Сегодня расскажем о том, как появилась Нахаловка. Название этого поселка хотели предать забвению еще в 19-м веке, но оно до сих пор остается легендарным для ростовчан.
С чего всё началось
В донских степях селились «люди без роду и племени», как их именовали в документах тех времен: вольные, свободолюбивые и не признающие никаких законов. Так появились донские казаки. В середине 18-го века таким же образом сформировались поселения вокруг Темерницкой таможни и крепости Дмитрия Ростовского. Плодородные земли и обилие рыбы притягивали людей.
Крепость, не сделавшая ни единого выстрела, была поглощена быстро разрастающимися Доломановкой и Солдатской слободой. За 19-й век население выросло в 30 раз. В 1809 году здесь жило 3000 человек, а в 1897-м — уже 119 000.
Первые жители Нахаловки
Ростов рос стремительно, а вместе с ним — спрос на жилье для новоприбывших. Но его невозможно было удовлетворить. Квартиры в городе могли себе позволить лишь состоятельные люди. Что же было с остальными?
Они решили свои проблемы просто, в духе прошлых поколений — стали селиться на городской земле без разрешения. Так в середине 19-го века появились Богатяновка и Бессовестная слободка. А затем — и Нахаловка.
Принято считать, что этот район появился благодаря самозахвату городской земли. Дескать, вздумалось в 1880 году нескольким хитрым людям устроить себе бесплатное жилье на окраине города. Они соорудили себе хаты на лесной бирже (месте, где продавали древесину. — Прим. ред.), а после, под покровом ночи, перетащили эти дома по улицам на нужное место.
Их оштрафовали, незаконные постройки не снесли, а район стал стремительно расти. А потом пришел Андрей Матвеевич Байков и разрулил ситуацию, включив Нахаловку в состав города и назвав Новым поселением. Эта версия выглядит правдоподобно, но на самом деле всё было еще интереснее.
Начало самовольному захвату земель положили своим примером вполне приличные люди: купцы и гласные (участники с правом голоса, выбираемые на четыре года. — Прим. ред.) городской думы.
Согласно изысканиям библиотеки имени Крупской, первым нахаловцем стал человек по фамилии Кива. С ним город судился по факту захвата городской земли еще в 1830-х годах. Спорный участок находился на месте нынешнего парка Строителей.
После Кивы подтянулись и другие ростовцы. Об этом не упоминают краеведы конца 19-го — начала 20-го века. А вот в книге «Прошлое Ростова», написанной Кузнецовым в 1897 году, можно найти настоящие причины появления Нахаловки.
Кузнецов пишет, что еще с 20-х годов и до 70-х 19-го века некоторым людям отводились участки выгонной земли для устройства ветряных мельниц и скотобоен. Затем бойни были закрыты. Ветряные мельницы стали исчезать, не выдержав конкуренции с паровыми. Но на месте оставались построенные при них самовольно жилые и общественные постройки.
Там же упоминается и о том, что большая часть населения района не имела никаких понятий о законах. Однако были люди, сознательно нарушавшие чужие права. И это были далеко не простые рабочие и крестьяне.
В статье газеты «Донская пчела» за 26 мая 1883 года упоминается о неком Б., гласном городской думы (на момент описываемых событий в городской думе состояло 70 гласных, в основном купцов и промышленников. — Прим. ред.).
После постройки ветряной мельницы Б. незаконно отгородил себе кусок земли, на котором сделал дачу, а затем разрешил селиться рядом родственникам и знакомым. И ему очень не понравилось, когда там же стали селиться, в том числе, и простые рабочие.
Помогали им уже другие купцы — гласные городской думы Д. и С. На их лесных биржах собирали те самые дома, которые затем ночью перевозили в Нахаловку. Фамилии этих серьезных людей в статье раскрыты не были.
Стремительный рост
Первое время в Нахаловке стояло немного построек, которые оставались еще со времен ветряных мельниц. На 1879 год таких домов насчитывалось порядка 50. Но уже через три года число «имений» перевалило за 1500. При том что на 1884 год в Ростове официально было порядка 5000 зданий, без учета Нахаловки.
На окраине города вырос район, в котором не было ни улиц, ни переулков. Дома ставили за одну ночь, беспорядочно, кто куда успел. Нахаловцы выбрали себе старосту, Кузьмича, и имели собственного архитектора, в должности которого состоял лысый Папка.
Долго такой произвол продолжаться не мог. Первый суд над жителями Нахаловки состоялся в июне 1880 года. 12 человек были оштрафовали. Незаконные постройки должны были снести за счет Ростова. За ними последовали и другие процессы, но эффекта штрафы не дали. У города не оказалось ни денег, ни особого желания заниматься сносом — здания росли быстрее судебных решений.
Вдобавок в Ростове прошел слух, что земля, на которой появилась Нахаловка, не принадлежит городу. И поток людей стал еще сильнее. К концу 1883 года в районе незаконно проживало более 4000 человек.
В городской управе состоялось первое собрание, посвященное судьбе Нахаловки.
Какие-либо запретительные меры сочли бессмысленными. А при сносе всего незаконно построенного многие жители Нахаловки оказались бы окончательно разорены.
Окончательное решение вопроса
И вот к чему пришла управа: лучшим решением станет всё узаконить. Комиссия подсчитала количество самовольно захваченной земли — 213 тысяч кв. м. Эту территорию поделили на прямоугольные кварталы и участки. Их и должны были выкупать нахаловцы. Поставили и условие: все существующие постройки жители должны перенести согласно новому плану.
Дело пошло быстрее, когда в должность вступил новый городской голова, Андрей Матвеевич Байков. Определили выкупную плату участка — от 50 копеек до 10 рублей за квадратную сажень (4,55 квадратных метра), и ежегодную — от 10 копеек до 1 рубля за ту же площадь.
Для сравнения, женщины, работающие на шерстомойках, получали в те времена от 30 до 50 копеек в день. Немного больше получали рабочие ростовского порта. А проезд на первом в городе омнибусе стоил 15 копеек.
Ростовский краевед конца 19-го века Чалхушьян пишет, что в Нахаловке применили льготную продажу мест в рассрочку сроком до двух лет. Человек, желавший легально жить на территории района, не мог иметь другого недвижимого имущества в Ростове и приобретал только один участок, который мог застроить только согласно утвержденному плану.
В мае 1884 года Байков дал комиссии по Нахаловке срок в полгода для урегулирования вопроса. Но в шесть месяцев комиссия не уложилась, процесс завершился осенью 1885 года. Название «Нахаловка» исчезло из документов. Район стали называть «Новым поселением», и под этим названием он официально вошел в состав Ростова.
Жизнь Нахаловки в составе Ростова
Границами Нового поселения стали улица Скобелевская (ныне — Красноармейская), проспект Таганрогский (ныне — Буденновский), улица Десятая (Текучева) и река Темерник.
Территория Нахаловки оказалась зажата между старыми кладбищами, богадельней, заводами и свалками нечистот. Более интересное соседство было на востоке, по проспекту Таганрогскому — на другой его стороне располагались казенные винные склады, хлебные амбары, училище и табачная фабрика.
Благоустройство района началось сразу после включения в состав города. В 1885 году здесь открыли училище имени Кирилла и Мефодия. Оно располагалось в частном доме. Здесь бесплатно обучали и мальчиков, и девочек. Но желающих получить образование оказалось так много, что ближе к концу 19-го века для училища построили отдельное здание на углу улицы Пятой (ныне — Малюгиной) и переулка Доломановского.
В том же 1885 году в Нахаловке появился свой городской сад. Между прочим, второй парк на весь дореволюционный Ростов-на-Дону. Появился на месте имения того самого Кивы, первого нахаловца.
В саду посадили деревья, поставили ограду, скамейки, сторожевые будки и даже отхожее место. В 1902 году здесь появился свой театр, очень популярный у жителей района. Простоял он, однако, недолго и сгорел в 1909 году.
Главной улицей дореволюционной Нового поселения стала Шестая (которую в советское время переименуют в Варфоломеева). Здесь прошла линия трамвая, работали почтово-телеграфная контора, ветеринарная лечебница, аптека, различные магазины, в том числе и компании «Зингер». Жил и вел прием городской врач.
В 1914 году здесь открылась первая в Ростове бесплатная детская библиотека, которая работает и поныне, поменяв только название. Теперь это библиотека имени Чкалова.
Открылась она в доме Карла Адамовича Лауэра — одесского мещанина немецкого происхождения. Сам Лауэр перед этим эмигрировал в Америку. Работала библиотека в тяжелых условиях — сказывались и недостаток книг, и хулиганство, распространенное в Нахаловке.
А в 1886 году в Новом поселении родился Василий Нечитайлов — художник, ставший гораздо более известным в Европе, чем в своем родном городе. Учился в Москве и Санкт-Петербурге, воевал в Первую мировую войну в Персии. После 1919 года уехал из России в Европу. Обосновался в Италии, где отметился поворот в творчестве художника в религиозную тематику. Занимался росписью церквей, а одна из его картин была приобретена музеем Ватикана по личному указанию Папы.
Три района Ростова, появившихся самовольно в 19-м веке (Нахаловка, Богатяновка, Затемерницкое поселение), оказались похожи своими судьбами. В советское время эти районы практически не трогали, и они дошли до настоящего времени без особых изменений по сравнению с дореволюционными годами.
Такое же ощущение возникает и сейчас. Хотя по периметру Нахаловка постепенно начинает застраиваться многоэтажными домами, на ее территории остается еще много мест, в которых время практически остановилось.
Читайте новости прямо на смартфоне в нашем канале Telegram.
Увидели что-то интересное в городе? Присылайте информацию на почту редакции 61@rugion.ru, в нашу группу ВКонтакте, а также в WhatsApp по номеру +7-918-50-50-161.