На улицах Ростова становится всё проще встрять в пробку, очереди в магазинах по вечерам всё длиннее, а по торговым центрам несутся мужчины с потерянным взглядом и плетутся блаженные женщины — все в поисках подарков, близится Новый год. Но не все горожане выбирают офлайновый подход — многие, напротив, не заморачиваясь, закупаются подарками на онлайн-маркетплейсах.
Журналист 161.RU Григорий Ермаков прошелся по пунктам выдачи заказов в центре Ростова, чтобы узнать, терпят ли они предпраздничный аврал и не доходит ли до драк в очередях за заказами.
«Есть моменты, которые только „живьем“ возьмешь»
Долго искать пункт выдачи заказов в центре Ростова не приходится — на одной только улице Горького, на отрывке от Газетного до Чехова, удалось попасть в семь пунктов. Вопреки вечернему часу обход я начал в шесть часов, сразу после работы, — подобие очереди удалось найти только в одном пункте. Но обо всем по порядку.
Илью, работающего в пункте «Яндекс.Маркета» рядом с пересечением Газетного — Горького, я застал в легкой запаре: он разбирает гору посылок, сортирует их по полкам. Сначала разговор не клеится из-за его занятости, но затем он идет навстречу.
— Навалило, да. Это у нас так с августа началось, большой поток. Сейчас, в декабре, из-за предновогоднего — очень тоже большой поток. Сейчас еще больше! Сейчас в очень большом объеме. У нас бывают очереди из-за людей, которые приходят забирать заказ.
Илья носится то к стойке за заказами, то обратно к полкам. Перед раскладкой фиксирует их сканером. Над полками, расположенными сразу за стойкой, висят бейджи — видимо, других сотрудников ПВЗ. Рядом с ними же распечатанные черно-белые фотографии мышек.
— Посетители бушуют в очередях?
— Бывают разные люди. Бывает, бушуют. Бывают абсолютно адекватные, спокойные, которые относятся с пониманием — мы все люди, не железные.
Илья и сам закупается подарками, но не всегда на маркетплейсах. По его словам, при желании в интернете можно найти и купить всё, что нужно, в рамках разумного. Но бывает выгоднее и проще просто зайти в какой-то магазин, который расположен возле дома, чтобы не ждать, пока приедет заказ.
Самые пиковые часы в его пункте, говорит Илья, начиная с шести вечера. Тогда люди массово идут забирать заказы после работы. Бывает, что поток продолжается до девяти. Но предсказать сложно: в отдельные дни может внезапно возникать поток с утра до вечера, а в другие — вообще единицы заходят за покупками.
На пороге ПВЗ Wildberries на пересечении с Ворошиловским пересекаюсь с Элей — она пришла за подарком для коллеги. В ее IT-конторе играют в «тайного Санту» — это когда разыгрывают, кто кому должен дарить подарки, а при получении нужно узнать, от кого был этот дар. Из пункта Эля забирала флешку.
— Все подарки на этот Новый год я брала на ПВЗ. Это удобно — не нужно никуда ехать, искать что-то в крупных торговых центрах. После работы совершенно некогда это делать, — делится девушка.
С сотрудницей вышеупомянутого ПВЗ Эсмирой беседуем коротко: она работает недавно, но в последнее время действительно поток большой, особенно под вечер. Сама же она подарки не покупает и не дарит — исповедует ислам.
Дальше по Горького — до пункта Ozon. В помещении чисто и пусто, удалось застать только одного посетителя, Ирину. Она забирала посуду и кухонную технику. Что-то пойдет на подарки, что-то домой — идет ремонт.
— Беру на Ozon, на WB. Очереди только на WB. Вообще в воздухе ажиотаж, оживление. Это первый год, когда беру большинство подарков онлайн, — делится Ирина. — Это удобнее, но только в какой-то мере. Есть моменты, которые только «живьем» возьмешь. Вот в подарок заказывала родословную книгу фамилии — очень специфическая вещь, фамилия серьезная там!
«Лучше вообще не приходить»
Есть на Чехова советская семиэтажка, первый этаж которой делят пункты WB и Ozon. Вопреки ожидаемой конкуренции отношения между пунктами теплые, сотрудники общаются — в конце концов, именно в ПВЗ WB расположена уборная.
В пункте WB знакомлюсь с Еленой, она пришла подбирать наряд для корпоратива. Пока сотрудница пункта отдает или же, напротив, забирает возвращенные заказы от Елены, последняя примеряет наряды. Между подбором юбок она находит время на разговор со мной.
— Подарки в этом году подбираю на маркетплейсах, какие-то основные — на LaModa, но что-то и на WB. Не было такого, чтобы нельзя было найти онлайн что-то, разве что совсем эксклюзивные вещи, — говорит девушка.
Раньше Елена закупалась «физически» — ходила по магазинам и ТЦ в поисках нужных подарков для Нового года. Но сейчас в основном онлайн. Скучает ли по тому, как было раньше?
— Нравилось ходить, выбирать подарки. Как какой-то ритуал. Заряжаешься настроением! Но если покупаешь на маркетплейсах, это сильно экономит время. Единственный нюанс — с подбором размеров, — делится она.
Александра, сотрудница пункта, которая всё это время принимала и возвращала заказы от Елены, раскрывает, как работает пункт в последние месяцы. По ее словам, поток заметно увеличился в последнее время — в два раза. Приходится подключать второго человека, чтобы разгребать заказы.
— Самое пиковое время — оно по-разному. Сегодня вообще было в первой половине дня. Обычно — с 4 часов до 5 и с 7 до 8. Но не угадаешь. Если советовать, то лучше с 3 до 5 не приходить, — делится сотрудница.
— А лучше вообще не приходить, — смеется Елена.
Сама Александра признает: ей не то чтобы нужно много кому дарить подарки. Но если берёт, то заказывает — ей удобно. Можно заказать подарок на тот же пункт, на котором она работает, а затем прийти и забрать его.
У соседнего Ozon тоже запара. Целая пачка ящиков с товарами скопилась на подоконнике, ждет разбора. Нужен курьер, но если его не будет, владелице придется потратить два часа. Она полагает, что ей нужно остаться после работы.
— Каждый год одно и то же. И драки, и всё было. Но в очередях — что вы? На «Озоне» такого не происходит. Но в прошлом году 31 декабря в 6 вечера было такое. Мы работаем до 7 часов, пришла пара. Уже хорошая, идут на праздник. Забирают заказ. Оказывается, не то… А это подарок! «Ты дура, как ты могла заказать?» — кричит мужчина. Он кинул посылку в нее, она в меня. И так далее. Хорошо время провели вместе, — смеется девушка.
Но ближе к Новому году будет легче работать, считает Александра. Она говорит, что в эти дни она будет работать с напарником, так что разгребать заказы будет легче.
На той же улице Чехова есть и другой пункт WB. Очереди на пороге нет, но и без того не протолкнуться от людей — рядом бар и чайная лавка. Внутри суета от посетителей, забирающих заказы, так что приходится изрядно подождать, прежде чем удастся поймать слово с сотрудницами пункта. Пока жду возможности поговорить, удается поговорить со Светланой — она со своей дочкой Софией пришла забирать заказ.
— В ковид все приучились забирать заказы онлайн, вот и мы. В принципе, мы постоянно берем на маркетплейсах, — спрашиваю, не пропало ли предпраздничное настроение от онлайна. — Я думаю, от другого предпраздничное настроение. Не от толкотни в торговом центре.
В итоге очередь рассасывается, и мне удается урвать пару слов с Екатериной и Олесей, работающими в ПВЗ. Олеся признает: поток доходит до 150 человек, так что приходится приходить пораньше, чтобы распределить заказы.
Олеся, напарница Екатерины, на вопрос о том, как работается в предновогодний ажиотаж, спрашивает шутливо: «Материться можно?»
— На самом деле, нормально, — признает Олеся. — Но усталость есть. Все немножко нервные. Сами понимаете, есть адекватные, а есть неадекватные.
Екатерина продолжает историей.
— Была женщина, она вернула товар. У нее были проблемы какие-то с картой, я ей всё объяснила, разжевала и проглотила. Она отказалась забирать товар и ушла, а потом вернулась. И забаррикадировала дверь, отказывалась впускать других людей внутрь, — вспоминает Екатерина.
Екатерина говорит, что ей некому дарить подарки.
Олеся говорит, что она дарит подарки только родителям. В Белгород. То, что можно заказать сразу туда, очень удобно.