Жители пятиэтажки на Ворошилова, 11 в Батайске до сих пор не могут заселиться в свой дом, который пострадал при пожаре в июле 2024 года. Отремонтированная властями крыша протекает, квартиры затоплены, а газ и отопление до сих пор не восстановили. По словам одной из собственниц Галины, владельцев квартир расселили в маневренный фонд, в котором невозможно жить.
Она решила высказать все претензии чиновникам, выйдя на одиночный пикет к зданию администрации.
Пятиэтажный жилой дом на Ворошилова, 11 в Батайске загорелся днем 9 июля. Огонь добрался до крыши. Площадь пожара составила 600 квадратов, обошлось без погибших и пострадавших. Из-за плотной застройки пришлось эвакуировать соседний дом. Власти ввели режим ЧС в границах улицы Ворошилова, 11–13 на месяц. В доме полностью сгорело несколько квартир. Администрация Батайска сообщила, что возьмет на себя финансирование экспертизы дома и «окажет содействие жителям для ликвидации последствий и скорейшего восстановления здания». Собственники жалуются, что власти Батайска при введенном режиме ЧС продолжают раздавать обещания, но не помогают, а люди вынуждены скитаться по съемным квартирам.
«Я хочу домой. В затопленную, но мою квартиру»
Галина с мужем остались без крыши над головой четыре месяца назад, как и почти две сотни людей, которые проживали в многоквартирном доме на Ворошилова. При пожаре в пятиэтажке почти полностью выгорела крыша, повредились стены, но специалисты пришли к выводу — здание подлежит ремонту. Дом сразу отключили от газа, отопления, водоснабжения и электричества. Жителей выселили.
Летом погорельцы рассказывали корреспонденту 161.RU, что в управляющей компании жильцам сообщили: сумма экспертизы дома — 540 тысяч. Объявили также расчетный счет, куда будут собирать деньги. Позже сообщили, что на ремонт власти всё же выделили средства. По информации Галины, администрация Батайска дала указание УК «Столица» «произвести восстановление всех инженерных сетей до 1 ноября». Электричество и водоснабжение вернули, а газ и отопление так и не подключили. После так называемого ремонта при первом дожде крыша протекла и часть квартир оказалась затоплена, рассказывает Галина.
— Они хотят уничтожить дом, а людей оставить на улице. Не многие это понимают и боятся сказать, а я хочу домой, в затопленную, но мою квартиру. Мне идти некуда, жить в коммуналке, которую предоставили, невозможно, — рассказала Галина.
Нашу бы администрацию сюда. Только они не хотят на наше место и дом не делают.
Галина утверждает, что чиновники нарушают сроки ремонта и подключения коммуникаций, которые указаны в дорожной карте. Кроме того, дом, в котором у многих остались личные вещи, в том числе мебель, никто изначально не охранял. Жители дежурили у дома по очереди, защищая свое имущество. Позже УК заключила договор с охранной фирмой, которой жильцам приходится платить самим.
Отметим, что в доме до сих пор действует режим ЧС.
— Это охрана, которую при режиме ЧС нам должны были предоставить бесплатно, а с нас берут с каждого за нее, — рассказала Галина. — Когда одна из работниц охраны рассказала на видео, что ее зарплата составляет 25 тысяч рублей в месяц, как и двух других ее сменщиков. Это 75 тысяч в месяц, но по договору УК они выделяют на охрану 200 тысяч рублей ежемесячно. Где деньги-то? На нас еще и наживаются? В дом никто не может вернуться, потому что там холодно: отопления нет, газа нет. Куда возвращаться?
«Где жить? В болоте?»
Галину с супругом сначала поселили в маневренный фонд на улице Ленина в Батайске. От безысходности чета поселилась там, но спустя несколько дней семья взмолилась, чтобы их переселили.
— Я была в шоке, когда нам дали эту комнату в коммуналке на Ленина. Мы туда с мужем переехали, а там сосед постоянно пьет, постоянно нам не давал покоя с мужем. Я пришла в администрацию и сказала, что нам некуда идти, — рассказала Галина. — Мне сказали, мол, идите, мы вам выделим однокомнатную квартиру на первом этаже. Оказалось, это тоже комната в маневренном фонде. Если бы вы видели, какой там маневренный фонд — развалины.
— Я когда потом перезвонила Калганову (Станислав Калганов, заместитель главы администрации Батайска по ЖКХ. — Прим. ред.) сказала: «Чтобы ты там жил, в этом маневренном фонде, что ты дал». Я отказалась. Зачем оно мне надо? — делится Галина.
По ее словам, условия в другом жилье оказались не лучше, чем в коммуналке.
— Во-первых, это в болоте на первом этаже. Где жить? В болоте? Там шестикомнатная квартира. Комнаты выдают разным людям. Комнатка маленькая, еще хуже всё. Общая кухня, ни туалета толком, ни ванны. Предложили кошмар, хотя они отчитываются в Ростове, что они отдельное жилье в маневренном фонде выделяют вот для таких случаев, когда люди попали в чрезвычайные ситуации, — говорит наша собеседница.
Не надеясь больше на помощь от властей, семья начала искать деньги на съём жилья. Параллельно Галина писала жалобы и заявления, чтобы дом на Ворошилова, который должны были отремонтировать, подключили полностью к коммуникациям. Из смешного: жильцам продолжали высылать квитанции за коммунальные услуги в доме, где они не живут. По словам Галины, средняя сумма квитанции — 8 тысяч рублей. Тем, кто не платит, насчитывают пеню.
— Мне пришлось в экстренном порядке снять квартиру на последние деньги. Хорошо, женщина нас пустила с кошкой из жалости, сказала: «Ну погорельцам отказывать я просто не могу». А я сижу и плачу. Я так ее просила. Не многие еще с животными брать хотят.
А я просто плачу и говорю, что хочу к себе домой, в свою квартиру. Сил не осталось.
«Тяжко, я уже, честно, так устала»
В августе председатель СК России Александр Бастрыкин поручил доложить о ходе проверки «по факту нарушения жилищных прав граждан в Ростовской области». В ведомстве сообщили, что «жильцы поврежденного пожаром дома вынуждены жить в общежитии. При этом капитальный ремонт дома, возложенный на уполномоченные органы, не проводится».
После чего в донском следкоме организовали доследственную проверку на халатность. Чем всё закончилось, неизвестно.
Галина не нашла иного способа прокричать о проблеме, как выходить на пикеты. После первого в администрации отреагировали. Пообещали, что дом в конце концов отремонтируют.
— Ну это всё общие слова. Тяжко, я уже, честно, так устала. Газ до сих пор не провели, хотя должны были к 1 ноября. Говорят, что там, откуда начался пожар, половина кранов оплавились. Из-за временной крыши управляющая компания боится включать газ. Конечно, так сделали крышу… Можно и временную крышу сделать так, что она до весны хотя бы простоит и не будет течь. А тут получается, что им даже спонсор помог — 168 тысяч дал. Крышу, которая полностью сгорела и провалилась.
После одиночных пикетов, делится Галина, хоть что-то стало продвигаться. Свет в здание частично провели, включили воду, правда, течет она тонкой струей. Пообещали также провести опрессовку газа.
— Управляющая компания начала что-то делать. Даже этот ремонт крыши — он временный, но хоть что-то. В администрации Батайска, куда я писала, мне ответили, что после определения стоимости капремонта крыши на основании проектно-сметной документации администрация города направит ходатайство на имя губернатора о выделении денег на ремонт, — рассказала Галина.
Она также поделилась с нами: погорельцев собирают на встречу. Предполагается, что на нее придут руководители УК «Столица» и представители администрации Батайска. Встреча пройдет 12 ноября.