На Буденновском проспекте недалеко от пересечения с Пушкинской появился знак «Внимание! Зона, подверженная подтоплению». Судя по нему, эта зона распространяется на 330 метров — вплоть до Большой Садовой. Это один из участков, которые регулярно топит в Ростове во время сильных дождей.
На месте, где установили знак, 30 июня 2016 года во время сильного ливня утонула 14-летняя Валерия — поток хлещущей воды затянул ребенка под припаркованную машину. Лера тогда была с друзьями во дворе — в районе пересечения улицы Горького и Буденновского. Вечером родители позвали ее домой, не разрешив переждать непогоду у подруги. Школьнице надо было перейти Буденновский.
Редакция задала несколько вопросов администрации города:
С момента гибели девочки на этом участке были ли работы по прочистке ливневок или по их замене? Если да, то в какой период? Какая подрядная организация их выполняла?
Если там появился указанный знак, значит, место до сих пор опасно во время ливня вне зависимости от того, велись там до этого работы или нет. Администрация собирается как-либо еще сделать это место еще безопаснее? Например, огораживать его во время дождей или заменить ливневки на этом месте?
В ответе 161.RU администрация Ростова ответила, что госпредприятие по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений регулярно следит за тем, чтобы генеральный ливневый коллектор работал исправно. Она находится на этом участке: Ворошиловский проспект — переулок Малый — проспект Сиверса — река Темерник.
На проезжей части Буденновского проспекта в районе домов № 30 и 40 устроены аварийные сбросы ливневой канализации — и они в работоспособном состоянии.
Чья ответственность?
Улицы в тот вечер в прямом смысле затопило, особенно досталось центру Ростова. Потоки воды уносили за собой всё подряд — вырывали из земли урны, деревья, тащили машины, сбивали с ног прохожих. Четыре человека попали в больницу. Одной из главных причин такого потопа власти назвали тогда засоренные ливневки — лишь 15% ливневой канализации Ростова работало как надо.
Сначала следователи возбудили уголовное дело о халатности против неназванных чиновников. Потом всё же назначили обвиняемого — бывшего первого замглавы администрации Сергея Кузнецова, который в тот день отвечал за город, подменяя тогдашнего сити-менеджера Сергея Горбаня. К халатности добавилась статья о служебном подлоге.
Семья Леры получила компенсацию — 500 тысяч рублей. Отец девочки сначала винил лично Кузнецова: «Он и все, кто виновны в смерти моей дочери, должны за это ответить. Каким-либо образом примиряться я не желаю, поскольку погибла моя дочь. Он должен ответить», — процитированы его слова в одном из первых протоколов.
Но спустя несколько лет отец всё же высказался в защиту Кузнецова. По его словам, чиновник, будучи на посту полтора года, не смог бы решить проблему с ливневками, длящуюся десятилетиями. Помимо этого, Кузнецов единственный из чиновников, кто пришел на похороны и извинился, сказал отец Леры.
Представитель прокуратуры на заседании по этому уголовному делу заявил в апреле 2023 года, что срок давности по статье о служебном подлоге истек. В июне вышли все сроки и по статье о халатности.
За гибель Валерии никто не ответил и не ответит.