Управляющий директор АО «Таганрогский металлургический завод» Сергей Билан призвал донские власти решить две крупные проблемы области — это перебои с электроэнергией и нехватку чистой питьевой воды. Свои мысли он озвучил на заседании Совета по инвестициям.
— Этот июль показал сильные и слабые стороны в развитии инфраструктуры нашей области. Это проблема снабжения электроэнергией и проблема питьевой, чистой, пресной воды. Я не хочу только по ночам варить сталь при наличии собственной выделенной линии. Давайте как-то при формировании бюджета области следующего года на это обратим внимание, объединим бизнесы. Я думаю, все участники нашей экономики в эти вещи войдут и помогут.
Массовые перебои с электричеством начались на Дону с июля 2024 года. 8 июля в правительстве пояснили, что электричества не хватает в том числе и из-за аварий и ремонтов крупных энергообъектов. В частности, из-за аварийного отключения блока Новочеркасской ГРЭС, планового ремонта одного из блоков атомной электростанции, а также аварии на блоках Ростовской и Волгодонской ТЭЦ-2. Ситуацию с энергосистемой чиновники назвали экстремальной. В Ростове и области на протяжении нескольких дней вводили временные отключения электричества, чтобы избежать аварий на сетях из-за выросшей в жару нагрузки. Отключали днем, но на ночь включали, когда сети нагружали меньше.
Также Сергей Билан подробнее рассказал о нехватке пресной воды - это сказывается и на работе его предприятия.
— Сегодня засоленность нашего залива Таганрогского составляет уже 15 миллиграмм на литр. Если раньше я тратил один вагон соли в месяц, сейчас я трачу четыре. И это тоже большая проблема. Являясь депутатом Законодательного собрания, я бываю в Куйбышевском, Мясниковском, Родионово-Несветайском, Неклиновском районе. Там вообще серьёзная проблема с питьевой водой. Пересохли колодцы, люди не могут скотину держать, не могут нормально заниматься земледелием на своих участках. Я бы хотел, чтобы эти вещи также как-то находили своё решения. Потому что иначе сложно сойтись с хорошим крупным бизнесом, когда у тебя ни света, ни воды нет.
Корреспонденту 161.RU Сергей Билан пояснил, что «Тагмет» берет воду из Азовского моря и умягчает ее для дальнейшего использования с помощью в том числе галита — каменной соли. Из воды убираются соли жесткости, после чего воду можно использовать в металлургических процессах. И если раньше предприятие тратило один вагон галита, то сейчас на умягчение морской воды уходит четыре вагона — настолько соленой она стала.
— Мы медленно, но верно приближаемся к Черному морю [по солености воды]. У нас появились дельфины, медузы, у нас ушла пресноводная рыба, нет судака, шамайки, бычка. Из рыб осталась кефаль, пришедшая к нам из Черного моря, — пиленгас так называемый. У нас чайки исчезли над заливом, потому что есть им нечего. Вторая проблема — это малые реки. Было огромное количество мелких речушек, которые раньше поддерживали уровень водоносных пластов в наших сельскохозяйственных районах. Но потом разрешили пахать пойменные зоны наших малых рек, поэтому сегодня они медленно умирают. У нас ливни стали тропическими, вода смывает плодоносный грунт в реки, реки мелеют, закрываются источники, родники.
Нынешние 15 миллиграмм на литр, о которых Сергей Билан сказал на заседании — это намного выше, чем было 5-6 лет назад. Тогда соленость составляла примерно 5-7 миллиграмм на литр.
В начале сентября 2023 года в Азово-Черноморском филиале Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии заявили, что соленость воды в Азовском море рекордно выросла. Она вплотную приблизилась к нижнему уровню солености ближайших районов Черного моря.