Из-за высокой плотности жилой застройки в Ростове семьям с детьми буквально не развернуться во дворах: с коляской трудно маневрировать между припаркованными машинами. Директор Южного градостроительного центра Сергей Трухачев уверен: комфортная среда, о которой так часто и много говорят чиновники, невозможна при жутких пробках, долгом ожидании транспорта и переполненных салонах. 161.RU приводит тезисы выступлений участников круглого стола «Эволюция благоустройства».
— Городская среда начинается с порога дома, а заканчивается там, где кончается город. Это нельзя сводить к дворам и общественным пространствам, — отметил Трухачев. — Я убежден, что никогда не будет комфортной среда в городе, где для того, чтобы добраться на работу, нужно отстоять в лучшем случае 10 минут на остановке, а потом как селедки в бочке еще около часа ехать по пробкам. Или чтобы отвезти ребенка в садик, [нужно] в пределах одного района долго ехать на машине, сдавать ребенка в детский сад и бежать на работу.
«Плотность строительства, плотность населения — тот бич, который убивает в Ростове любые потуги создать нормальную городскую среду»
По мнению архитектора, лицо строительной отрасли в Ростове определяют не проекты вроде элитного дома «Собрание» на Социалистической, а, например, «Сердце Ростова» у проспекта Нагибина или 32-этажный «Донской Арбат» у кладбища.
Отсутствие нормального благоустройства во дворах вынуждает людей выбирать альтернативные места для прогулок. Трухачев иронизирует: на кладбищах «тихо, зелени много, можно уединиться и хорошо провести время, если не комплексовать».
«Я очень удивился, когда увидел на Братском кладбище в середине дня мамочек с колясками, которые там гуляют»
Гуляя со своим полуторагодовалым ребенком, Трухачев сам страдает от того, что по двору не пройти из-за припаркованных машин.
— Они там не потому, что жильцы домов плохие. Им просто негде парковаться. На одну условную единицу территории понастроено столько жилья и живет столько людей, что им физически негде ставить машину. По норме, 25 квадратных метров на один автомобиль с учетом места для маневрирования, — добавил директор Южного градостроительного центра на дискуссии аналитического центра «Эксперт Юг». — На трех человек должна быть одна машина. Если жилье мы строим ввысь, то машины ставим на плоскости. Из-за этого не можем банально с коляской доехать до подъезда, и всё наше благоустройство упирается в эту проблему.
Первый заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области Сергей Орлов на круглом столе подчеркнул, что содержание и эксплуатация благоустроенных территорий, нарушаются из-за двух факторов — дефицит денег в местных бюджетах и отсутствие квалифицированного персонала, способного, в частности, ухаживать за деревьями:
— Рекомендуем главам, прежде чем участвовать в конкурсах на благоустройство, сначала определить, за счет каких средств будут впоследствии эти территории содержаться и кому на баланс переданы.
161.RU писал, что в Ростове почти половина квартир в домах, где открыты продажи, остались не распроданы в 2023-м. В регионе застройщики за прошлый год сдали 2,9 миллиона квадратных метров жилья, что на 260 тысяч квадратов больше, чем годом ранее. Риелтор объяснил, почему всё чаще строят дома выше 25 этажей.