Василий Голубев запретил использовать фейерверки на всей территории Ростовской области. Указ начнет действовать 1 декабря и на всю зиму сделает незаконным использование любой пиротехники, кроме хлопушек, бенгальских огней и фонтанов холодного огня. Корреспондент 161.RU узнал, как встретили запрет в магазинах пиротехники и ивент-агентства.
Удар по бизнесу
Менеджер пиротехнического магазина «Пировозоff» Александр ожидает, что запрет неминуемо ударит по продажам, но считает его необходимым.
— Мы понимаем, что это важная мера. Она связана с тем, чтобы фейерверки, которые запускались в небо, не мешали работать нашей ПВО, — отметил Александр. — Никакие деньги мира, заработанные на фейерверках, не оправдают, если вдруг какая-то ракета пролетит мимо за счет того, что там фейерверки где-то.
Александр рассказывает: основной наплыв покупателей обычно приходился на две последние недели декабря, а самыми жаркими были три предновогодних дня. Поэтому пока непонятно, как изменится поведение покупателей перед праздниками. Но, как говорит менеджер, магазину уже пришлось расторгнуть контракты на рекламу и отказаться от закупки товара, попавшего под запрет.
— Мы сразу приняли решение на стоп поставить рекламу и всякие другие маркетинговые действия, потому что они нецелесообразны сейчас, — поделился Александр. — Смысл гнать народ заказывать рекламу, когда, возможно, этим вообще запретят торговать. Решение приняли касаемо вообще общей стратегии: должны были закупиться товаром, естественно, мы его сейчас на закупаем.
Менеджер прогнозирует повышение цен на те виды пиротехники, которые разрешено использовать — например, бесшумные фейерверки-фонтаны. Возможен даже дефицит.
Сотрудница магазина «Русский фейерверк и веселая затея» Ирина, напротив, считает, что нововведение никак не отразится на спросе. По ее мнению, представить праздник без салютов невозможно.
— Русского человека тяжело как-то отгородить от какого-то праздника. Я думаю, что все хотят салютов и празднования вне зависимости от ситуации в мире и стране в общем. Почему-то отменяются салюты, ну давайте елку отменим? Тогда у детей какое будет восприятие этого праздника? — считает Ирина.
«Все же хотят какого-то волшебства, Деда Мороза, радоваться»
А что ивент-агентства?
Еще одна сфера, по которой может ударить запрет салютов — организация праздников. Управляющий партнер группы компаний «Май» Анна Навалихина рассказала, что нововведение проблем не принесет, а лишь замотивирует придумать альтернативу.
— Есть масса других прикольных альтернатив финала вечера, и, мне кажется, это только должно подстегивать любого ивентора: выйти из зоны комфорта, к которой он привык, — говорит Анна Навалихина. — Здесь очень крутая точка роста. Теперь надо придумать еще какое-нибудь интересное завершение вечера.
Клиенты агентства «Май» часто включали в свою программу фейерверки, говорит Анна. Теперь вместо гостям будут предлагать другие виды пиротехники.
— У нас запретили высотку, то есть от 30–50 метров и выше. Но пиротехника наземная осталась, ее мы можем использовать абсолютно спокойно, — говорит Навалихина. — Это какие-то маленькие фонтаны холодные или вертушки.
В нескольких других ивент-агентствах корреспонденту 161.RU рассказали, что фейерверки и так не пользовались популярностью среди клиентов. Чаще заказывают файер-шоу. Поэтому последствий запрета высотной пиротехники агентства не боятся.
— Нам вообще всё равно на фейерверки на эти, — заявил основатель агентства «Max Event» Максим Щербаков. — Мы и своим клиентам не рекомендуем просто деньги на воздух отправлять. Когда в 90-е или 2000-е не было чем удивлять, все стреляли фейерверки. Сейчас гораздо больше различных активностей.
Руководитель агентства праздников «Эксклюзив» Наталья Сотникова тоже равнодушно отнеслась к запрету фейерверков.
— До пандемии часто [заказывали фейерверки], в пандемию доход людей уменьшился и [салюты] стали роскошью, как черная икра. [Фейерверки] не сильно были востребованы, в основном их могли позволить себе обеспеченные люди или корпорации, — отметил Сотникова.
Она уверена, что в нынешнее неспокойное для Ростова время запускать фейерверки нецелесообразно. Поэтому агентство еще до указа губернатора предлагало альтернативу своим гостям.
— Когда случилась СВО, то вменяемые люди и так пиротехнику не запускали. По крайней мере, мы категорически были всегда против. Потому что любой взрыв — у людей паника. Ну как бы для чего? Если есть возможность отговорить заказчика, то мы всегда отговариваем, — подчеркнула Сотникова.
3 ноября над Ростовом прогремела серия взрывов, напугавших жителей центра. Вскоре выяснилось, что это был мощный фейерверк, вероятно, запущенный с территории одного из ресторанов на Левом берегу. 161.RU провел опрос среди подписчиков в телеграм-канале: за временный запрет салютов проголосовали 69% из 21 тысячи участников.