В августе ветеранская организация «Оплот» начала набирать бойцов, которые должны стать ополчением в случае, если понадобится организовать оборону Ростовской области. Идею не оценили. Вместо поддержки от властей ветераны боевых действий получили проверку от полиции, рассказывает председатель «Оплота» Валерий Бова. Как идет подготовка добровольческого резерва и почему среди инструкторов оказались бывшие бойцы «Вагнера» — в интервью Бовы корреспонденту 161.RU.
По задумке организаторов, отряд подготовленных добровольцев может стать основой для территориальной обороны Ростовской области, если будет принято решение о ее создании. Основатель «Оплота» руководит известным в городе охранным предприятием «Стрела». Бова — ветеран боевых действий на Северном Кавказе.
— Некоторые журналисты растиражировали информацию, что «Оплот» получил право набирать [бойцов] в территориальную оборону. Это неверно, это неправильно. Потому что набирать может только глава региона, либо президент страны, согласно указу, — подчеркивает Бова.
По словам председателя организации, «Оплот» не занимается непосредственным формированием территориальной обороны. Они берут на себя работу по подготовке резерва, который в дальнейшем сможет поддерживать силовые структуры региона — будь то Росгвардию, МВД или Минобороны, если такая необходимость возникнет.
— Основа нашей инициативы какая? Люди, которые хотят в данное время вступить в ряды вооруженных сил, обращаются в военкоматы и так далее. Далее по подразделениям определяются. Но есть масса людей, которые по своим каким-то личным семейным обстоятельствам, по состоянию здоровья не могут быть зачислены на воинскую службу, не могут попасть в подразделения. Но имеют горячее желание оказать помощь государству в части, например, помощи по защите наших рубежей, если возникнет такая необходимость. [Мы работаем] для резерва.
Начать работу в этом направлении в «Оплоте» решили в августе 2023 года, чтобы, как говорит Бова, оказать поддержку силовикам перед президентскими выборами весной 2024 года.
«Враг коварен, и там тоже неглупые люди сидят»
— В преддверии выборов президента [противники] могут попытаться раскачать какие-то внутренние протестные акции. Соответственно, мы понимаем, что протестные акции, они, скажем, как минимум, пойдут во вред и будут отвлекать внимание наших сил, главу региона, главу государства на вот эти вот процессы деструктивные. Соответственно, мы вышли с инициативой, — продолжает председатель «Оплота». — Какой? Если будет возникать какая-то экстремальная ситуация, связанная с попыткой деструктивных сил раскачать вот эти процессы, организовать какие-то массовые беспорядки, либо протестные акции, мы готовы прийти на помощь.
Впрочем, как признает Бова, представители регионального правительства отреагировали на такую низовую патриотическую инициативу без энтузиазма.
— Мы беседовали с представителями правительства Ростовской области, которые вышли с вопросом, что это за инициатива у нас? Нас, скажем так, критиковали за эту инициативу, что мы нагнетаем негатив. Как раз получилось так, что инициатива наша была озвучена несколько преждевременно, получилось, определенная утечка информации в августе. И кто-то провел параллели, что мы хотим хайпануть перед выборами. Добавить себе какой-то политический вес. Как общественная организация, мы имеем на это право — но мы этим не занимаемся. У нас нет амбиций политических. Нас интересует только победа нашего Отечества в СВО.
По словам Бовы, критикуя его инициативу, чиновники замечали, что Ростовская область больше не граничит с Украиной. Но в «Оплоте» парировали, указав на пример «Русского добровольческого корпуса», основу которого составляют россияне.
— Элементарно может получиться ситуация, что, помимо Белгорода, эти группы диверсионные могут всплыть где угодно. Ростовская область, я не думаю, что может являться исключением. Это как один из рисков. Мы не говорим, что какие-то службы работают некомпетентно или недостаточно работают. Мы понимаем, что нагрузка на государственные структуры огромная. И вот с целью поддержать мы вышли с такой инициативной. Не для того, чтобы поумничать или себя как-то проявить. Не для этого.
«Мы исключительно семейные люди, и мы беспокоимся за свои семьи, за свой дом, свою землю»
В августе 2023 года на подготовку для резерва в «Оплот» записалось около 75 человек. Но после начала проверки от МВД некоторые люди решили отойти от инициативы.
— Мы рассчитывали, что власть региона поддержит нашу инициативу. А после того, как начали публиковать [критику] оппозиционные журналисты типа Сергея Резника (внесен в перечень экстремистов и террористов. — Прим. ред.) и других оппозиционеров, народ напрягся, — говорит Бова. — Во-первых, сотрудники МВД начали интересоваться после этих публикаций, проводить проверку нашей инициативы, и часть людей ушло. Ну, то есть, сказали: «Послушайте, у вас не выстроены взаимоотношения с руководством региона, нас это не интересует». И сейчас колеблется цифра, наверное, около 50 человек участников проекта, но мы надеемся, что в ближайшее время ситуация все-таки исправится.
Впрочем, по словам председателя ветеранской организации, проверка МВД не нашла никаких нарушений в работе «Оплота».
Что же касается инструкторов ЧВК «Вагнер», которые будут заниматься подготовкой резерва, Бова подчеркивает — их пригласили не из-за принадлежности к определенной компании, а из-за профессионализма. Кроме того, «Оплот» взаимодействовал с ЧВК задолго до мятежа — помогал «Вагнеру» с организацией пунктов вербовки в Ростове.
— Мы афишируем, что это «Вагнер», только чтобы показать класс этих людей, класс инструкторов. Через них прошел достаточно большой поток людей, которые не имели навыков обращения с оружием, — подчеркивает Бова.