Дептранс ставит ультиматумы, сити-менеджер предлагает вытягивать водителей из отпусков, губернатор требует «незамедлительно разобраться» с нехваткой автобусов. Ничего страшного, просто в Ростове начали действовать новые — вроде как составленные с учетом всех потребностей города — контракты с перевозчиками.
1 августа в Ростове началась даже не транспортная реформа — просто вступили в силу новые контракты. Кое-где сменились перевозчики, некоторые маршруты (на бумаге) получили больше автобусов, но в остальном изменения предполагались чисто косметическими. Например, всех водителей должны были переодеть в униформу.
Но утро первого же дня работы по новым контрактам обернулось катастрофой. Сильнее других ее ощутили жители Суворовского, где пять из шести маршрутов перешли к одному перевозчику — «Южной транспортной компании». Выезжать из самого густонаселенного жилмассива и так непросто, а во вторник это стало невыносимо — суворовцы часами стояли на остановках, чтобы попасть в душный автобус.
Позже в департаменте транспорта отчитались: 1 августа на 20 городских маршрутов вышло вдвое меньше автобусов, чем предусмотрено контрактами. Например, почти 30-километровый маршрут № 27 в тот день обслуживали лишь пять машин вместо 10.
Нарушения, по версии городских властей, допустили сразу семь из 12 перевозчиков. Всем пригрозили разрывом контрактов, если к 11 августа компании продолжат нарушать оговоренные условия. Параллельно выступил и губернатор Василий Голубев, поручивший главе ростовской администрации Алексею Логвиненко «незамедлительно разобраться и принять меры для исправления ситуации».
Логвиненко оперативно предложил следующие меры:
вызвать водителей из отпусков и скорректировать графики работы;
перевести в город водителей с межмуниципальных маршрутов;
отправить своего заместителя по транспорту и директора дептранса с 5 утра караулить автобусы на конечных остановках.
Всё это прекрасно, почти гениально и внушает веру в скорое решение проблемы, но… но на самом деле похоже на тушение пожара бензином.
Расторгнуть контракты по 20 маршрутам и эффективно заменить провинившихся перевозчиков невозможно. По данным дептранса, только на этих направлениях 1 августа не хватало 80 (!) машин. Допустим, где-то на парковках «Ростовпассажиртранса» найдутся десятки новеньких автобусов, но водителей-то где возьмут?
Алексей Логвиненко называл именно нехватку шоферов главной причиной транспортного кризиса, но она возникла не сейчас. Еще весной администрация оценила кадровый дефицит в 49%, объясняя, почему автобусы в Ростове исчезают по вечерам.
Снять перевозчика с одного направления и внести в реестр недобросовестных — значит, автоматом выгнать его и со всех остальных маршрутов. Такое жесткое решение не выгодно никому. Компании прекрасно это понимают, чиновники тоже. Поэтому, даже если ультиматум будет исполнен, «недобросовестный» перевозчик вернется в город под новым — чистым и улыбчивым — юрлицом. И его примут.
Выдергивать водителей из отпусков или с других направлений, чтобы временно решить проблемы на отдельных маршрутах, — еще большее безумие, способное привести только к тому, что отток сотрудников из АТП ускорится. Шоферы и так жалуются, что зарплаты в отрасли скромные и не растут годами, и так вынуждены экономить на всём (привет вечно не работающим кондиционерам), а теперь придется еще и работать сверхурочно. При этом не ради какой-то благой цели, а просто чтобы к 11 августа перевозчики отчитались перед Алексеем Логвиненко, чтобы тот смог отчитаться перед Василием Голубевым, что меры приняты. Все сделают вид, что проблема решена и выдохнут: «Пронесло…». Вскоре часть автобусов с проблемных маршрутов постепенно переведут на другие городские направления. Чтобы и там не начался совсем швах.
А что ростовчане? Ростовчане продолжат ездить в душных салонах, потому что кондиционеры жрут много топлива, а газ и бензин подорожали. Продолжат ждать на остановках, потому что как иначе. Потерпят неудобства ради общего блага и спокойствия. Так будет ровно до следующего кризиса, который неизбежно случится через месяц-другой. Потому что так бывает, когда вместо реальных решений используются лишь ловкие движения рук.
Вот тогда и придется снова проявить озабоченность, взять ситуацию на личный контроль, отправить заместителя главы администрации и директора профильного департамента с 5 утра караулить автобусы на конечных остановках. Ведь это то, чем должны заниматься городские чиновники такого ранга — со счетчиком и секундомером курировать вверенную им отрасль. Ну не разбираться же с причинами проблем?
P. S.
Я не эксперт по транспорту и даже не урбанист, но корень проблемы мне видится в самой организации системы автобусных перевозок. Ну не будет ростовский транспорт удобным для горожан, если первое, о чем думают перевозчики — как бы еще сэкономить, чтобы сохранить доходы на фоне дорожающих топлива и запчастей. Очевидное решение со стороны властей — ввести фиксированную оплату за совершенные перевозчиками рейсы при условии соблюдения графика движения и других оговоренных в контракте условий. То есть полностью всё пересмотреть.
Вот только такой вариант слишком дорогой для города-миллионника Ростова и твердящей о многомиллиардных инвестициях Ростовской области — ведь тратить из бюджета придется намного больше, чем будет в него возвращаться. А выделять деньги на удобный транспорт — сейчас расточительно, сами понимаете. Поэтому случившееся 1 августа перезаключение контрактов — просто формальность, а транспортный коллапс — лишь отклонение от постылой нормы, проявившееся в переходный момент.
Решатся ли транспортные проблемы до 11 августа, как того требуют чиновники?