Ростовские власти, выдержав паузу в четыре дня и поняв, что молчать нельзя даже вопреки всем тайнам следствия, собрали пресс-конференцию, посвященную гибели учительницы Лидии Радченко и проблемам ливневой канализации в городе. Объяснения чиновников записала корреспондент 161.RU Сабина Бондарь.
«Не установлено даже место, где произошла трагедия»
Начав отвечать на вопросы журналистов, первый заместитель сити-менеджера Юрий Овчинников подчеркнул, что «педагогическое сообщество, конечно, понесло огромную утрату». Радченко чиновник назвал преподавателем с большой буквы. «Светлая память этому человеку», — добавил он.
Объясняя, почему эти слова не были сказаны в минувшую пятницу, субботу, воскресенье или понедельник, Овчинников сослался на тайну следствия.
— 28 апреля в районе 17:30–18:00 было обнаружено тело 81-летней Лидии Радченко. Мы очень плотно работаем с правоохранительными органами. Есть очень много вопросов. Я их все не могу просто озвучивать, — заявил первый замглавы администрации. — На сегодняшний день не установлены причины смерти Лидии Григорьевны. Не установлено даже место, где произошла трагедия. Есть свидетели, которые дают показания, есть судебная экспертиза и много несостыковок. Результаты экспертизы мы получим как минимум через две недели. Поэтому у нас много вопросов, на которые может ответить только следствие. Это охраняется законом Российской Федерации.
— Почему городские власти четверо суток молчали? Неужели органы внутренних дел запрещали властям даже выразить соболезнования семье погибшей женщины?
— Соболезнования мы выразили не через СМИ, а лично. Это раз. Во-вторых, в этом деле много но, поэтому давайте дождемся результатов следствия. Давайте не будем сейчас делать огульные выводы, которые сейчас пошли, в том числе и от вашего издания. Я читал вашу статью, и упор там на то, что во всех вопросах обвиняется администрация, — заявил Овчинников, отвечая на вопрос 161.RU. — Не надо говорить, пока не закончится следствие. Я очень плотно общаюсь с правоохранительными органами, практически каждый день на связи и с оперативными сотрудниками, и со следователями, которые ведут это дело.
«Я думаю, что через неделю мы узнаем правду, и тогда в отношении каких-то лиц будут принимать какие-то решения»
— Почему пресс-служба не отвечала четыре дня на вопросы журналистов? А позже комментарий вы решили дать только одному изданию?
— Все звонки от издания по какой-то такой причине были только вчера лично мне на телефон. Наша пресс-служба отрабатывала же этот вопрос? Но у нас была определенная договоренность с правоохранителями не комментировать, поэтому паузу мы немножко выдерживали. Но, понимая общественный резонанс, я не вправе был эту ситуацию держать. И мы решили прокомментировать сегодня.
— Лучше звонить вам на сотовый?
— Звоните.
Какие именно несостыковки есть в деле, первый заместитель главы журналистам не пояснил. Чиновник несколько раз подчеркнул, что причина смерти Лидии Радченко не установлена, а следователям понадобится до двух недель на экспертизы. При этом уже к вечеру 2 мая в Следственном комитете заявили, что «восстановили обстоятельства гибели» учительницы, и добавили, что сотрудники ведомства изымают документы администрации, связанные с содержанием ливневой канализации в Ростове.
Злополучному коллектору почти полвека
— На чьем балансе находится ливневая канализация? Обращались ли жители в администрацию с просьбой о прочистке ливневки?
— Данное сооружение в 2018 году было признано бесхозным. По решению Ленинского суда оно было узаконено и принято казной города, передано на обслуживание нашему муниципальному учреждению.
По информации жильцов соседних домов, в течение последних десяти лет в администрацию Октябрьского района не раз обращались с просьбами прочистить засоренный коллектор. Местные говорят, что этой весной рабочие выгребли мусор только из открытых водостоков, не став заморачиваться с главным коллектором. Поэтому во время ливня 28 апреля вода лилась через край, а на соседней улице Ташкентской затопило даже подъезды домов. Что одну из канав прочищали, но так и не пробили. По словам жителей района, после гибели пожилой учительницы ливневку попытались прочистить вновь. Но даже это не помогло, и вода еще как минимум сутки продолжала стоять в открытых стоках.
Но по словам Юрия Овчинникова, никаких проблем с коллектором не было.
— То, что он был засорен, — это неправда. Этот коллектор засорен не был, — заявил первый замглавы на пресс-конференции 2 мая. — Он прочищался два раза только за последний месяц. Это открытая система ливневой канализации, которая не подразумевает под собой какие-то крышки. Жалоб от жителей о том, что этот участок ливневой канализации был либо засорен или были варианты подтопления, у нас не было. Никто не обращался. У меня нет информации, что жители жаловались на засоренный коллектор. Коллектор в рабочем состоянии. Да, есть проблемы, его, конечно, нужно ремонтировать. По нашим данным, он существует более 45 лет, но он в нормативном состоянии.
— Почему ливневая канализация не была огорожена?
— С правой стороны если смотреть на это место, там тротуар не предусмотрен. Ливневка расположена в створе дороги. С левой стороны там есть тротуар и ливневое сооружение ограждено бордюром.
— Но вода топит бордюр, и его не видно, потому что полностью заполняется даже дорожное полотно. Это же не норма?
— По всем стандартам именно вот эта ливневка выглядит так.
— Открытой и с угрозой для жизни?
— Без угрозы. Мы сейчас, единственное, рассмотрим вопрос по нерегулируемому пешеходному переходу. Потому что да, действительно там есть определенный трафик людей.
А была ли помощь?
— Какая помощь была оказана семье погибшей?
— У Лидии Григорьевны два взрослых сына, с ними были проведены беседы. Мы готовы были взять расходы все по похоронам на себя. Они категорически отказались. Но активно в этом участвовало именно педагогическое сообщество. Наши люди были на похоронах. Еще раз приношу большое соболезнование семье. Мы готовы были оказать любую помощь для семьи на похоронах и в дальнейшем, — заявил Овчинников.
Вот только родные Лидии Радченко сообщили редакции 161.RU обратное: никто помощь семье не предлагал и даже не выражал соболезнований. А двое чиновников из управления образования, которые пришли на похороны 30 апреля, — это друзья погибшей.
Как будут решать проблему с ливневками?
— Да, у нас много вопросов по ливневкам в нашем городе, — признал первый замглавы Овчинников. — Мы очень много делаем, чтобы ливневое хозяйство в Ростове было достаточно и нормативно. Ливневка в городе существует. Есть ливневка, которая находится на балансе города, есть ливневки, которые строят застройщики, есть ливневки, которые были ранее построены, к примеру, в Октябрьском районе еще военными. Они существуют, но не все они учтены.
По словам чиновника, в 2021 году город заказал разработку схемы ливневой канализации всего города. Это огромная работа, которая должна быть завершена в третьем квартале 2023 года.
— Вот эта схема дает нам возможность сделать единую схему ливневого хозяйства, для того чтобы понять, где можно достроить, где можно использовать существующую. Уже идет работа между заказчиком и подрядчиком, и в течение месяца эта схема выйдет. Мы проектируем первый бассейн — это нужно делать. Там нет ливневки. Это Левенцовка, часть Советского и Железнодорожного районов. Это мы проектируем и будем запрашивать деньги у Федерации, чтобы нам помогли, потому что там очень большие деньги.
Вот только вскрылась проблема — 80% ростовских ливневок не принадлежат администрации города и поэтому не могут обслуживаться муниципальными властями. На вопрос журналистов, почему о проблеме ливневок заговорили, когда произошла вторая за семь лет трагедия, Овчинников ответил, что администрация всё это время пыталась идентифицировать, кому и где принадлежат участки канализации.
— Работа администрации сейчас выстраивается немного по-другому, не так, как было раньше. Она отличается. Мы по городу практически не выдаем разрешений на точечное строительство. У нас всё строительство — это те проекты, которые осваивают территорию с учетом уже не только жилья, но и социальных объектов, в том числе и ливневого хозяйства, — отметил Овчинников. — Если раньше любой застройщик мог приобрести в любой части города пятно и подать документы на выдачу разрешения на строительство.
«Город растет, развивается. Нам нужно о чем-то разговаривать с новыми застройщиками. Мы должны говорить, что нам нужно»
— Из-за дождя размыло дороги, появились большие ямы. В течение какого времени будут устранены эти дефекты?
— Осадки выпадают практически каждый день, и наши подрядчики ловят эти часы, в которые можно проводить ремонтные работы дорог. Я два раза с подрядчиками проходил от вокзала до Театральной площади пешком. Очень много всего нужно сделать, чтобы все чувствовали себя комфортно. Мы буквально в ручном режиме ловим эти часы, чтобы переложить плитку, сделать ямочный ремонт, — сказал Юрий Овчинников. — Я не помню ни одного такого года, чтобы осадки так обильно и долго выпадали в нашем городе. Мы ремонтируем, и после дождя всё снова приходит в негодность. Все коммунальные службы и подрядчики выйдут после того, как погода стабилизируется, и приведем в порядок к 9 Мая.
P. S.
Изюминкой пресс-конференции оказались новости о внезапном отпуске сити-менеджера Алексея Логвиненко, начавшемся накануне трагедии. Как пояснил Овчинников, его начальник ушел в отпуск 27 апреля, но оставался на рабочем месте до обеденного времени 28 апреля. Отдых главы администрации начался практически одновременно с сильнейшим ливнем. При этом на сайте администрации анонсировалось планерное совещание с участием Логвиненко, которое должно было состояться 3 мая. Теперь это совещание должен провести Овчинников.