Купить одежду или обувь зарубежных брендов стало сложнее и дороже — компании не спешат возвращаться в Россию, а цены на Дону растут быстрее, чем зарплаты. На этом фоне в Ростове подскочил спрос на услуги ателье и обувных мастерских — ростовчане всё чаще решают не сразу покупать новое, а продлить срок службы своих вещей. Корреспонденты 161.RU пообщались с портными и другими мастерами.
— Да, говорят, очень многие бренды поуходили и в магазинах купить практически нечего, — рассказывает Виктория Ревина, конструктор в «Доме мод». — Я вот заметила тенденцию, именно когда бренды стали уходить отсюда. Люди шьются. Но в основном обшивается средний возраст и выше.
По словам Ревиной, молодежь продолжает покупать одежду в магазинах — чаще всего это интернет-заказы. Но часто такая одежда плохо садится на фигуру, поэтому в ателье всё равно приходят — подогнать купленное без примерки. При этом иногда работа по подгонке оказывается в половину стоимости самой вещи.
— Покупные вещи, как правило, не всегда садятся по фигуре, особенно если они куплены через интернет, — объясняет конструктор. — У нас сейчас век ускорился, у людей просто нет времени. И многие не любят примерки.
Об ухудшении качества одежды на прилавках рассказывают и сами потребители. Покупательница в ростовском магазине тканей Нателла давно покупает только сумки и обувь всей семье, а всю одежду шьет сама.
— Потому что качество одежды ухудшилось. Модели не нравятся, — сетует женщина. — Хочется быть непохожей на других, что-то свое создавать.
Но Нателла — скорее исключение. По словам сотрудника в магазине тканей Ларисы Касимовны, поток покупателей наоборот уменьшился, так как шить что-то с нуля всё же дороже, чем починить готовое.
— Тенденция такая, что людям не до одежды сейчас, не до праздников.
Владелец мастерской по реставрации меховых изделий «Соболь» Михаил считает, что дело не в ушедших брендах, а в простой экономии.
— Да, в этом году часто стали приходить, — отмечает он. — И реставрацию, и перекрой — старые изделия достают, перешивают.
Похожая ситуация и в обувных мастерских. Чаще всего несут на починку кроссовки — в мастерской по ремонту обуви это 80% от всех заказов.
— Кроссовки очень часто несут, — рассказывает Соня, сотрудница мастерской «Сапожок». — Задники несут, на латки несут. Несут много рваной обуви, которая даже не подлежит ремонту, но они просят нас [починить].
Женщина достала с прилавка пару фирмы Nike, чтобы показать — на одном кроссовке пришлось поставить четыре латки, но человек решил отремонтировать, не выкидывать.
Полгода назад мы показывали на «карте потерь», как торговые центры Ростова изменились после ухода зарубежных компаний. Некоторые бренды, такие как H&M, возвращались, чтобы распродать остатки, — во временно открывшихся магазинах образовывались очереди.