После двух лет судов и споров 32 жильца из 60 согласились с требованием ростовской администрации покинуть дом № 4 в Кривошлыковском переулке — они взяли суммы, рассчитанные до скачка цен на рынке недвижимости. Вторая половина собственников отказываться съезжать из аварийной пятиэтажки. Корреспондент 161.RU Сабина Бондарь рассказывает о ситуации вокруг дома и том, как последняя встреча жильцов с чиновниками завершилась ультиматумом городских властей.
Кривошлыковцев приехали поторопить
Цель очередного визита ростовских чиновников — напомнить жильцам, что надо поскорее покинуть и передать в муниципальную собственность квартиры, исполнив решение суда. Замглавы Пролетарской районной администрации Андрей Рыбаков был молчалив. Удар принял замглавы департамента координации строительства Валерий Шморгун, начавший со слов о «взявшихся за ум» и переехавших жильцах.
— Получается, у нас всего из 60 квартир 32 согласны с выкупной стоимостью. С 31 собственником мы уже заключили соглашение, 28 получили в полном объеме возмещение, — сыпал цифрами Шморгун. — По двум семьям проводится оплата, и одна семья находится на регистрации права муниципальной собственности.
Замглавы депстроительства не преминул напомнить, что 2 июля истечет трехмесячный срок, отведенный жильцам, чтобы решиться на переезд на условиях властей. После этого, пригрозил чиновник, правовое управление администрации Ростова начнет судиться с жильцами.
— Что касается оценки стоимости квартир, то она не будет переоценена. <...> Всё, что касается пересмотра цены, мы можем об этом договориться только в судебном порядке, — резюмировал Шморгун свой ответ по поводу стоимости.
Судя по вопросам, люди также интересовались, почему в стоимость возмещения не включена цена на земельный участок. Шморгун опроверг это, подчеркнув, что она включена, но эксперты при оценке использовали сравнительный подход.
— Они сравнивали жилое помещение, находящееся в этом доме, с аналогичными помещениями в вашем районе. И с учетом того, что цена на аналогичные помещения берется со свободных источников — «Авито» и других площадок, — ответил замглавы департамента.
— Почему у одних одна цена на квартиру, у других на аналогичную — другая?
— Цена зависит от нескольких факторов: от количества комнат, от площади, от этажности, — подчеркнул Шморгун.
Слушая чиновника, многие отходили от него, повторяя: «Ничего нового». Стоявший в стороне глава администрации Пролетарского района почти всё время молчал.
Жители Кривошлыковского сказали, что готовы отказаться от денег, если власти им найдут аналогичное жилье по площади, и переедут туда. Люди возмутились, что оценка проводилась в ноябре, когда цены на недвижимость были одни, а после февраля резко изменились.
— Мы не можем корректировать цены, это нам запрещает Земельный кодекс, — отвечал Шморгун.
— Вы не можете, а мы должны всё вам отдать и всё потерять? Квартиру, земельный участок и вещи?
— Идите в суд.
— Суд Пролетарского района в любом случае поддержит администрацию города, а не простой народ с Кривошлыковского.
— Вы можете самостоятельно нанять за свои деньги компанию, которая оценит ваше имущество заново, и предложите это судье.
— А издержки вы будете платить?
— Если мы проиграем, то да.
Диалог с толпой не увенчался для чиновника успешно. Истица, которая подала в суд на действия властей, Мария Зинькова, и дошла до кассации, подойдя к чиновнику, пройдя сквозь толпу, буквально отчитала его.
— Вы же даже смеетесь людям в лицо. Сотрудники вашего департамента, смеясь, говорили нам: «Вы обратились в суд. Вы знаете, кто глава юридического департамента Ростова-на-Дону?» Мы говорим: конечно знаем. «Так вы что, рассчитывали выиграть?» — сказали они. Вы же в глаза людям смеетесь без зазрения совести. А мы хотим просто всё по закону, — эмоционально высказалась женщина. — Мы же не пришли к вам у вас что-то просить, отнимать. Более того, мы вообще с вами не были знакомы и не планировали это знакомство.
«Это вы пришли к нам в дом и хотите забрать то, что нам принадлежит по закону. Ну так поступите по закону»
Заступиться за коллегу попытался Рыбаков, но его особо никто не стал слушать. Из толпы продолжали сыпаться вопросы. Люди требовали равнозначное жилье, переоценку стоимости и даже просто «оставить жильцов в покое».
— Я бы предложила вашему главе, кому вы подчиняетесь, перенести ваш штаб из центра города на окраину. Туда может прилететь «загадочная птичка» и у него будет целых полквартала в центре города, а нас оставьте в покое, — заявила собственница Мария Зинькова.
«А сносить исторические здания ему не впервой»
Посыл женщины чиновники проигнорировали, а в толпе начались аплодисменты.
Равноценное жилье не выдадут
Сегодня часть жильцов из Кривошлыковского продолжает судиться с администрацией за право отремонтировать дом и отмену статуса аварийности. Ростовчане дошли до кассационного суда. Но чиновники своим приездом напомнили жильцам, что в случае истечения срока они будут изымать жилье у собственников по суду. Большинство не устраивает оценка стоимости, и люди продолжают требовать переоценку либо равнозначное жилье, апеллируя тем, что нарушаются их конституционные права.
— Закон позволяет вам предоставить людям равнозначное жилье? — поинтересовался у Шморгуна один из собственников Станислав.
— Да, с зачетом выкупной стоимости.
— Почему вы тогда не предлагаете такой вариант?
— У нас отсутствуют на сегодня в муниципальной собственности помещения разных номенклатур, которые бы соответствовали вашим стандартам квартир, — ответил Шморгун. — То есть за ту сумму, которую мы определили зачетом выкупной стоимости, мы будем объявлять аукцион о покупке жилья в черте города Ростова — это любой район этого города. Жилье должно быть равнозначным только по общей площади, и нам нужно это помещение тогда купить.
— Вы нас выбрасываете на улицу, чтобы мы остались без штанов, без мебели. Мы потеряем всё. У нас не останется ничего абсолютно. Мы — жители коренные этого города. Здесь родились наши родители, и мы оказываемся на улице благодаря вам. Вы понимаете? — спросила другая собственница Елена Сгибнева.
Чиновники не ответили на вопрос, а толпа медленно расступалась, пропуская в круг, который образовался вокруг представителей администрации, пожилую женщину. 77-летняя жительница дома Галина Фомина вплотную подошла к чиновникам и, будто заглядывая им в глаза, начала говорить.
— Я 50 лет прожила в этой квартире. Мой трудовой стаж — 55 лет. Здесь родились мои дети, здесь родились мои внуки. Для меня это отчий дом. Вы меня его лишаете, — со слезами на глазах говорила свой монолог пенсионерка. — С собой я не могу взять абсолютно ничего. И даже, если вы меня куда-то выкинете, я не знаю, туда, куда вы выкинете, мои дети дойдут или не дойдут. Или им просто некуда будет идти.
«Пока вы меня выселите, извините, я сдохну»
Женщину увели, а в толпе снова начали сыпать вопросами, но по ощущениям чиновники не были готовы к такому потоку вопросов. Они тихо повторяли, что 32 собственника же согласились на оценку, а вы, мол, чего?..
— Постановление главы города говорит о том, что мы должны согласовывать каждый отчет при изъятии земельного участка на комиссии. Комиссия согласовывает отчет. Дальше Жилищный кодекс говорит, что цена неизменна до заключения соглашения или до предъявления иска в суд, — отрапортовал снова Шморгун.
В ответ мужчина средних лет, который всё это время молчал, спросил: «Многие люди готовы взять эти деньги, но порядок передачи собственности не устраивает сейчас. Вы хотите, чтобы я отдал свою квартиру и сидел неизвестно где и неизвестно сколько ждал денег?»
Как выяснилось, если в мае администрация Ростова отчитывалась, что в течение трех дней перечисляет деньги за жилье тем, кто все оформил и согласился с оценкой, то теперь сроки выплаты сдвинулись.
— Да, у нас немного изменился порядок оплаты нашим внутренним документом: от двух недель до двух месяцев. Если вас это не устраивает, то есть второй вариант — суд. Решение суда мы оплачиваем сразу. Мы вам предложили соглашение, если оно вас не устраивает — идите в суд. Бюджет сегодня только местный.
Как удалось выяснить позже, 32 собственника, которые якобы согласились с оценкой, не все сделали это добровольно. На сайте районного суда указано, что власти подали в суд как минимум на трех собственников, у которых истек трехмесячный срок. Дела, связанные с жилищными отношениями, по иронии судьбы, ведутся против трех собственников, которые были в числе первых, кто был «ЗА» признание дома аварийным и продажу своего жилья.
Изрядно устав от того, что все вопросы жильцов остаются без ответов, люди снова обратились к чиновникам уже в ироничной форме.
— А почему вы пришли сюда без денег к нам?
— А я должен был прийти к вам с сейфом?
— Конечно, вы же просите нас продать вам наши квартиры, но денег за них не платите. Где деньги?
— У меня было 123 миллиона. Я их уже освоил.
— Вы будете закладывать в соглашение компенсацию за капремонт?
— Нет, не будем. Мы не считаем это нужным.
— Почему в феврале пригнали все службы и объявили в доме ЧС, а сейчас нет спецслужб?
— Они есть на территории Донэнерго до шести часов.
— А после шести дом не представляет угрозы?
— Нет. Представляет.
— Почему вы нам постоянно врете?
—Я просто выполняю свою работу.
В конце апреля Ростовский областной суд отклонил апелляционную жалобу жителей дома № 4 в Кривошлыковском переулке. Люди требовали отменить решение городских властей о признании проблемной пятиэтажки аварийной. На ее реконструкцию необходимо около 100 миллионов рублей. Вот уже два года мы рассказываем историю обсуждаемой пятиэтажки Ростова-на-Дону.