После скандала с попыткой отправить школьников учиться в другие районы администрация Ростова создала рабочую группу по решению проблем Суворовского. За восемь лет постоянного расширения микрорайон обзавелся хронической нехваткой мест в школах и детсадах, столкнулся с постоянными пробками. Как прошла встреча с местными активистами и какие выходы предложили чиновники — в репортаже корреспондента 161.RU Сабины Бондарь.
Суворовский — крупнейший строящийся жилмассив Ростова. Только по официальным данным, его население превышает 65 тысяч человек. Район практически не обеспечен социальной инфраструктурой: здесь всего одна школа, два детских сада, нет больницы, а станция скорой помощи появилась полгода назад. Единственный путь из Суворовского в сторону центра — по узкой и стоящей в пробках улице Вавилова, расширение которой откладывается уже восемь лет.
Дорога:
«Что будем делать? Ждать»
Десятки тысяч жителей Суворовского ежедневно тратят по 2–2,5 часа на дорогу в город и обратно. Первый вопрос встречи: «Когда будет и будет ли расширяться улица Вавилова?» Жители микрорайона уверены, что реконструкция основной магистрали, соединяющей Суворовский с центром — это затяжной проект, который может сорваться в любой момент.
Глава ростовского департамента автодорог Денис Водопьянов в ответ заявил, что реконструкция дороги начнется в конце 2023 года. Завершить работы — «с учетом выкупа земель, судов и прочими составляющими» — городские власти планируют в 2025 году.
«Ограничивать проезд полностью мы не будем. Будут ли неудобства? Будут, потому что будет идти стройка. По-другому быть не может»
Встретив скепсис, Водопьянов добавил, что в планах администрации — протянуть до Суворовского трамвайную ветку во время реконструкции сети компанией «Синара».
— Трамвайная инфраструктура будет заходить в Суворовский, захватит Орбитальную, пересечение Вавилова. И другой маршрут трамвайной сети по Добровольского с поворотом направо — выход на Орбитальную, Лелюшенко, Темерник, — так описал планы глава департамента автодорог. — Но трамвайная сеть появится после строительства автомобильных дорог. Да, денег [на реализацию проекта] как не было, так и нет. Но есть решение, принятое на уровне правительства РФ, согласованное с инвестором, который должен реализовать трамвайную схему.
23 марта федеральный вице-премьер Марат Хуснуллин заявил о невозможности модернизировать трамвайную сеть в Ростове из-за санкций: проект разом подорожал на 9 миллиардов рублей, а часть комплектующих трамваев «Синары» оказались западными. Заложенные на проект бюджетные деньги в итоге предложили направить на строительство участка Ростовского транспортного кольца. Несмотря на потерю госфинансирования, «Синара» заявляет, что продолжит предпроектные работы по модернизации трамвайной сети Ростова-на-Дону.
Поскольку сначала должна завершиться реконструкция дороги, трамвай суворовцы не увидят как минимум 3–4 года.
— Как ездить жителям Суворовского до 2025 года? Улица Вавилова перегружена сейчас как до выезда на нее, так и после, — спросил на встрече активист Андрей Харьков. — Как нам ездить в центр города на работу, возить детей в садики, школы, поликлиники, которых у нас нет?
Водопьянов признал, что «Вавилова, мягко говоря, загружена», поэтому и стала целью реконструкции.
— Это должно, наверное, было происходить с развитием района, — добавил чиновник. — Что мы будем делать до 2025 года? Ждать. Я также здесь проживаю и стою в пробках вместе с вами. Варианты сделать дорогу через [Северное] кладбище несостоятельны — она не может быть реализована.
Более «оптимистичными» оказались планы по реконструкции улицы Орбитальной — до выхода на улицу Лелюшенко. Водопьянов сообщил суворовцам, что проектная документация есть, получено положительное заключение экспертизы, но нет главного — денег.
— Примерно в октябре 2023 года мы будем рассматривать вопросы финансирования, — отметил глава департамента автодорог. — Но всё также зависит от того, когда начнется реализация трамвайного проекта. Часто у нас звучал вопрос по Орбитальной-2 как альтернативной дороги Северному обходу. Застройщик проявил инициативу по разработке альтернативной дороги вплоть до выхода на М-4. Мы, безусловно, эту инициативу и губернатора поддержали. В следующем году застройщик планирует закончить проектирование, тогда область будет искать источники финансирования. И эта дорога для области приоритетнее, чем Орбитальная-1.
По словам Николая Бритвина — председателя совета директоров АО «Ростовское», входящего в застраивающий район холдинг «ВКБ-Новостройки», транспортная проблема надолго с Суворовским.
— Уже почти четыре месяца я занимаюсь темой транспорта и прогнозирую, что ситуация будет ухудшаться, — заявил Бритвин на встрече. — Мне тоже сюда возить стройматериалы, и когда начнется стройка Вавилова, то это будет ужас. Поэтому я и наши сотрудники поставили себе задачу подумать и предложить властям некую систему временной организации дорог, пока не будет полностью дороги, трамваев и прочего счастья.
Бритвин предложил свои варианты — через улицу Сосновую с поворотом на Зрелищную или вдоль кладбища.
— Если власти будут заинтересованы, то этот вопрос решить можно. Пока это только мои идеи, — ответил он. — Нужно посчитать, сколько это будет стоить и какой срок для этого нужен. Пока еще мы не знаем, есть ли силы у группы компаний и позволит ли нормативная база именно нам это реализовать. Можно найти какое-то решение, но это должны делать вместе — и застройщик, и власти.
Водопьянов ответил, что никаких альтернативных путей на период реконструкции Вавилова в департаменте автомобильных дорог не рассматривали.
Школа: модульный корпус не спасет район
После того как ФАС приостановила закупку модульной школы, которую выбили протестами и письмами в контролирующие органы, чиновники поспешили успокоить суворовцев.
— 13 мая управление ФАС рассмотрело жалобу и признало ее необоснованной. С победителем до 30 мая будет заключен контракт. После этого он приступит к установке модульной школы, — сообщила на встрече заместитель главы администрации Ростова по соцвопросам Елена Кожухова. — Параллельно губернатором и думой выделены средства для оборудования школы и благоустройства территории после установки модуля. Все эти работы после заключения контракта будут идти параллельно. Нет сомнений, что модуль будет сдан до 30 августа.
Слова чиновницы подтвердила и директор школы № 75 Галина Куркина.
— Победителем стала компания «Ариал». Комплексная документация на закупку оборудования подготовлена. Сейчас мы пройдем контроль в департаменте экономики и разместим эту информацию. У нас срок по оборудованию до 25 мая. Часть оборудования будет закупаться прямыми закупками.
ООО «Ариал» зарегистрировано в Ростове в 2008 году. Судя по системе «Картотека», владельцем и гендиректором числится Светлана Губарева. Компания заключила много контрактов на ремонтные работы зданий и поставку модульных корпусов для образовательных учреждений и в сфере медицины. К примеру, контракт с ООО «Ариал» на установку модульного здания поликлиники в микрорайоне «Левенцовский» на улице Еременко, 103Б. На эти цели в марте этого года было выделено 262,6 миллионов рублей.Эта же компания строила содульный десткий сад в Суворовском на 90 мест.
Смотрящие на несколько шагов вперед активисты Суворовского ответили, что модульная школа на 400 мест, которая планирует работать в три смены, не решит катастрофическую ситуацию с образовательными учреждениями в микрорайоне.
— На сегодняшний день первоклашек уже более 600. Ежегодный прирост детей в микрорайоне — тысяча человек. Модульной школы уже недостаточно. Каким образом она будет влиять на текущее состояние и каким образом даже строительство школы на 1600 и 1200 решают текущие проблемы, — поинтересовался активист Андрей Харьков. — Дома продолжают строиться, детей уже в единственную школу не принимают. Даже школа на 1200 к 2024 году не решает вопрос. <...> Согласно ответу Генпрокуратуры, в микрорайоне уже 5783 ребенка до 7 лет. Куда мы их будем девать?
Кожухова попыталась парировать, но получались это не очень убедительно.
— Если возникнет вопрос второго модуля, то земельный участок, который выделен сейчас для модульной установки школы, позволяет при необходимости установить там еще один. Это если будут задержки с капитальным строительством [новой] школы. Дорожная карта, может, и не решит до 2025 года проблему полностью, но жизнь постоянно вносит коррективы, и департамент координации строительства будет постоянно вносить изменения и искать инвесторов для строительства новых соцобъектов. Если ситуация будет сложная, мы организуем обучение в две смены, как это уже делается в 75-й школе, — резюмировала Кожухова, будто позабыв о том, что президент постоянно призывает перевести все школы на одну смену обучения.
Детские сады строят в других районах
Еще одна острая проблема Суворовского — нехватка детских садов. Только в 2022 году более двух тысяч детей остались без мест в микрорайоне.
Николай Бритвин уточнил, что один сад на 280 мест строится. Его планируют завершить до конца этого года, а проект второго проходит экспертизу.
— Да, сроки строительства сорваны, зато я ничего не обещаю. Говорю, когда будет действительно, — подчеркнул представитель застройщика. — Я могу сказать, почему сорвались сроки строительства второго детского сада, чтобы люди знали. Мы спроектировали сады на 280 и 320 мест, но тут резко поменялась федерально-нормативная база, и всё проектирование приходится делать заново.
Активисты, которые были на встрече, спросили, почему город за 8 лет не построил ни одного детского сада в микрорайоне. В ответ Елена Кожухова сказала, что город строил в других районах, ведь Суворовский не единственная проблемная территория города. Пока в микрорайоне работают всего два детсада — оба построила компания-застройщик. После строительства новых школ и садов администрации понадобится минимум полгода, чтобы выкупить объекты в муниципальную собственность. А это значит, что детям снова придется подождать.
— Это нормы закона, и от этого мы уйти не можем. Как только объект будет иметь высокую степень готовности, мы внесем предложение по выкупу объекта и будем проводить процедуры, — резюмировала Кожухова. — Я вам не могу сказать, что в ближайшие полгода строительство садов увеличится в микрорайоне.
«Мы готовы предоставлять места в детских садах и школах на территории всего города»
Активистов такой ответ не устроил. Люди возмутились, что дети Суворовского ущемлены в правах.
— В ближайшей шаговой доступности от дома получение мест в детских садах будет лишь к 2024 году. За это время вы добавили модуль на 90 мест. У города не было ни желания, ни возможности строить детские сады за 8 лет. Я не видел ни одного запроса о том, что нужны детские дошкольные учреждения от вас, — сказал житель микрорайона Андрей Харьков. — Согласно вашим же ответам на письма жители не обращались к вам по поводу строительства садов, школ и поликлиники. По факту идет ущемление прав жителей Суворовского.
Зачем полиция, если уровень преступности низкий?
— Очень важный вопрос, когда будет участок полиции? Сейчас место нашли. Необходимо городу написать письмо в МВД, территорию отдадут городу, чтобы начали строительство, так как вандализм надоел всем порядком, — сообщил на встрече представитель застройщика Бритвин. — Мы вкладываем громадные деньги в дорожки, зелень, но вандалы пока нас побеждают.
Представители МВД ответили, что уровень преступности в Суворовском — 46 преступлений на 10 000 человек. То есть статистически один из самых низких в Ростове. Но прокурор признал, что официальная статистика неточна, потому что бывают случаи, когда визита полицейских люди не дожидаются. Часто суворовцы просто не вызывают полицию либо вызовы не фиксируются. Силовики признались, что личного состава недостаточно в МВД, но необходимость строительства полицейского участка есть. Власти отметили, что согласование этого вопроса длится давно.
— В настоящее время идет передача земельного участка в районе «Магнита» для организации строительства отделения полиции на 30 сотрудников, — сообщил на встрече представитель МВД.
Справятся ли с преступностью 30 сотрудников полиции в 70-тысячном микрорайоне, власти не ответили. Признав, что таких пунктов должны быть десятки.