Ростов, который мы видим сегодня, был таким не всегда. Его современный облик, как пазл, складывался год за годом, здание за зданием. Так выстроилась южная столица России со своим особым колоритом. В архитектуре города отразились уровень жизни, мысли и идеи общества за последние 100 лет.
Мы запускаем проект «Архитектура Ростова вне времени», который отправит ростовчан на виртуальную экскурсию по улицам города. Гидами программы выступили настоящие профессионалы в области архитектуры. Вместе с ними горожане вспомнят прошлое, получше узнают настоящее и заглянут в будущее Ростова.
Первая серия проекта ответит на вопросы об архитектурном прошлом города. Оно началось в далеком XIX веке…
- Доходные дома и эклектика: зарождение архитектуры города
- Дома-гиганты и конструктивизм: новый путь развития
- Возвращение к истокам: снова колонны и обилие декора
- Послевоенное время: вторая жизнь архитектурных памятников и хрущевки
- Простоту — в массы: новый вектор развития
Доходные дома и эклектика: зарождение архитектуры города
Активное развитие города пришлось на дореволюционный период. Вслед за историческими событиями — отменой крепостного права и появлением железной дороги — население города стало стремительно расти, а вместе с ним — и сам Ростов. Началось массовое строительство зданий в стиле эклектика.
— Для нее характерно смешение элементов из разных стилей, будь то модерн, барокко или классицизм. Сочетая разные приемы, архитекторы находили новые пути развития в архитектуре, — объяснил архитектор и руководитель архитектурного бюро AD project Александр Дорохов.
Примеры эклектики разбросаны по всему центру Ростова, ведь именно в этом архитектурном стиле строили большинство доходных домов.
— Самые известные из них — это дом Врангеля на пер. Газетный, 8 архитектора Николая Дорошенко и три здания на улице Большой Садовой, которые сформировали «Померанцевский треугольник». По проекту известного в те годы московского архитектора Александра Померанцева возвели доходный дом купца Генч-Оглуева, гостиницу «Московская» и здание городской думы, — рассказал главный архитектор и управляющий партнер «АБ МАСТЕРПЛАН» Андрей Вырва.
— Городская дума — яркий пример эклектики. При ее реставрации я насчитал порядка четырех архитектурных стилей. Это барокко, модерн, неоклассика и возрождение. Помимо них, встречаются и те элементы декора, которые уходят своими корнями вглубь Средневековья, — рассказал архитектор и профессор кафедры истории архитектуры, искусства и архитектурной реставрации ЮФУ Сергей Алексеев.
Символом ростовской эклектики стал кирпич. Из него массово строили городские фасады, что вполне легко объяснимо: архитекторы и строители того времени использовали только местные строительные материалы. А до революции в Ростове насчитывалось около 5 кирпичных заводов.
— Например, в Париже находятся большие залежи песчаника, поэтому им отделаны многие французские здания. У нас же — другая история: мы обладаем большим количеством глины и ракушечников. Вся архитектура Ростова состоит из этих двух компонентов. Ракушечник — материал второстепенный, а вот все главные здания Ростова сделаны непосредственно из кирпича, — объяснил Александр Дорохов.
— Кирпич производился из местной глины, и это напрямую влияет на его цвет и, соответственно, на палитру фасадов, — уточнил Андрей Вырва. — Про цвет — отдельная история: в Ростове часто использовали так называемую «донскую кладку», когда в шахматном порядке использовался контрастный кирпич из красной и желтой глины.
Дома-гиганты и конструктивизм: новый путь развития
Строгость, лаконичность форм и простота конструкций скрыты в следующей архитектурной эпохе Ростова — конструктивизме. Его время пришлось на середину 1920–1930-х годов. Жемчужиной стиля стал комплекс Театра имени Горького, построенный в 1935 году по проекту Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха.
— В первоначальном варианте здание было значительно больше по площади. Если сейчас зал рассчитан на 1500 зрителей, тогда он мог вместить в себя до 2250 человек. Фасад театра был облицован белым инкерманским камнем и мрамором, — уточнил Сергей Алексеев.
— Кроме того, театр территориально объединил два абсолютно разных города. Дело в том, что параллельно с Ростовом расцветала Нахичевань, которая пробыла самостоятельной единицей вплоть до 1928 года. За это время на территории поселения сформировался свой неповторимый архитектурный стиль. И если ростовская архитектура этого периода славилась доходными домами, которые сдавали в аренду, то застройки Нахичевани пестрят рядовыми участками местных жителей. В основном это малоэтажные частные дома в стиле эклектика, но и среди них встречается немало культурных памятников.
—Хорошие примеры, которые отражают архитектуру Нахичевани, — это сохранившийся особняк Чубарова на 21-й линии, дом Искандарова, также известный как особняк Гайрабетовых. Сейчас там находится Музей русско-армянской дружбы, а также здание театра, где сегодня расположен Ростовский молодежный театр, — уточнила директор по маркетингу ADMgroup Надежда Каграманян.
— Нахичевань прекрасна тем, что осталась неизменной. Это фрагментарная среда, в которой абсолютно аутентично ничего не менялось на протяжении нескольких десятилетий, — поделился мнением Сергей Алексеев.
Эпоха конструктивизма стала плодотворным периодом для Ростова. Помимо Театра Горького, стиль породил огромное количество других знаковых построек. Шедевры Михаила Кондратьева и Леонида Эберга до сих пор украшают собой улицы города.
— Их совместный проект комплекса «Новый быт» на углу ул. Суворова и ул. Соколова — одна из визитных карточек Ростова тех времен. Еще одно творение рук Кондратьева — здание Лендворца, которое возвели в 1927 году. А Центральная городская больница — удивительная работа архитектора Александра Власова. Это яркий пример прекрасного конструктивистского комплекса с ее уникальными пространственными характеристиками, — объяснил Сергей Алексеев.
— Впервые архитекторы начали осваивать дома-гиганты. Это многофункциональные жилые дома с различными встроенными функциями соцкультбыта. Они занимали целые городские кварталы. К ним относятся дом-гигант военведа, на ул. М. Горького и ул. Островского, дом-гигант № 1 на ул. Красноармейской и дом-гигант № 2 в Ленгородке, — добавил Андрей Вырва.
Возвращение к истокам: снова колонны и обилие декора
В середине 1935-х годов на смену конструктивизму пришел сталинский ампир. По словам специалистов, эпоха характеризовалась историзмом и украшательством, а перед архитекторами ставилась задача создавать дома неповторимыми, непохожими на другие. Строгость и прямые линии отходили на второй план. Теперь на фасадах зданий красовались элементы декора уже прошлых, всем знакомых эпох. В ростовских постройках преобладали черты неоклассицизма, а фасад зданий переносил местных жителей во времена Античности.
— У зданий в стиле неоклассика мы наблюдаем стоечно-балочную систему. В такой конструкции есть колонны, сверху расположены балки, фризы и, конечно, разнообразный декор, в котором слышны нотки Древней Греции и Рима, — объяснил Александр Дорохов.
— Жилой дом «Золотой Колос» на углу Большой Садовой и Буденновского проспекта — это шедевр сталинской эпохи. Фасад здания пестрит декором, башня добавляет дому величия, а планировочная структура помещения конструктивна и рациональна, — поделился Сергей Алексеев.
Обращение к неоклассическим элементам наблюдается в творениях архитектора Леонида Эберга.
— Лев Леонидович спроектировал здания «Дома книги», «Колос» и «Ростовэнерго» на Большой Садовой, дом СКЖД на Театральной площади, здание Ростовского ипподрома и здание Ростовской кинохроники, — пояснил Андрей Вырва.
Высокие потолки и большой метраж комнат позволяют жильцам дышать полной грудью. Такие дома называют «сталинками». А все жилые помещения, возведение которых пришлось на период правления Сталина, считались образцом для подражания и эталоном качества.
Послевоенное время: вторая жизнь архитектурных памятников и хрущевки
20 лет сталинского ампира затронули и послевоенный период Ростова. Именно тогда многие здания города восстанавливали и возводили вновь. Так, после реконструкции конструктивистский Лендворец вобрал в себя черты неоклассики. То же самое можно сказать и о нынешнем здании РГУПСа, ранее именовавшемся РИИЖТом.
— В те годы здание РИИЖТа великолепно перестроили. Университет стал намного лучше. До Великой Отечественной войны постройка носила конструктивистский характер, но при бомбежке его главный корпус сильно пострадал. После реконструкции общая геометрия памятника сохранилась, но уже в формах сталинского историзма, — рассказал Сергей Алексеев.
Строительство Ростовского государственного цирка приходится также на послевоенный период. В 1957 году архитекторы Георгий Петров и Александр Барулин возвели будущий архитектурный памятник на развалинах старого Театра музыкальной комедии. Планировка помещения необыкновенна. Если посмотреть на цирк с улицы, он чем-то напоминает классический храм. Но если зайти внутрь помещения, можно испытать культурный шок: пространство здания превращается в центрическое, а купол зрительного зала напоминает огромный амфитеатр.
Фасадная часть цирка так же гениально спроектирована, как и зрительный зал. Сергей Алексеев рассказал, что обратить внимание стоит на концентрические формы:
— Чем ближе к проспекту Буденновский мы находимся, тем больше этих форм наблюдаем. Как только мы отойдем в сторону улицы Максима Горького, концентрические формы постепенно исчезнут, а задняя часть величественного здания и вовсе превратится в обычное строение с небольшими окошками.
Но, к сожалению, не все архитектурные памятники прошлых десятилетий ждал хеппи-энд. Многие здания так и не восстали из развалин города.
Что касается жилых домов, на арену вышли многоквартирные пятиэтажки, в простонародье называемые хрущевками. Они имели низкие потолки, смежные комнаты, небольшие кухни и нефункциональные коридоры.
— В первую очередь хрущевками застроили улицы Ленина и Мечникова, затем возвели новые дома на Сельмаше. Далее запустили строительство целых районов. Сначала был освоен Западный микрорайон, потом — уже в 1970-е годы — начали возводить Северный жилой район, — объяснил Сергей Алексеев.
Простоту — в массы: новый вектор развития
С началом «оттепели» архитектура Ростова претерпела стремительные изменения. Эклектика и неоклассика в 1960–1980-х годах уступили место массовой жилой застройке.
— Массовое строительство и упрощение — не просто фигура речи, а реальность тех дней. Возводят серии жилых домов, которые между собой ничем не отличались. Общий архитектурный стиль, одна планировка помещений и технология строительства позволяли получить результат в сжатые сроки. Будущим жильцам оставалось только не перепутать свою квартиру с чужой, — рассказал Александр Дорохов.
Начиная с 1960-х годов архитектура города была пронизана духом футуризма. Отход от старых приемов и поиск новых стилей виднеется во многих постройках того времени. Так, заявил о себе новый архитектурный стиль — советский модернизм, или сокращенно — совмод. Для него характерны массивные формы и конструкции, сделанные из одного материала, использование большого количества стекла и бетона.
— Это яркий архитектурный стиль, для которого характерны выразительные, монументальные и масштабные здания. Его смелые, чистые архитектурные формы были как глоток свежего воздуха для советских архитекторов, осознающих что предыдущий официальный государственный неоклассический архитектурный стиль уже себя изжил, — добавил Андрей Вырва.
Кинотеатр «Ростов» — яркий пример здания, в основе которого лежит советский модернизм. Также в этом стиле были построены такие ростовские здания как универмаг «Солнышко», Публичная библиотека и Дом профсоюзов на Ворошиловском проспекте.
Такой архитектурный стиль задержался в Ростове надолго. Он ушел, но оставил за собой сотни зданий. Они стоят по соседству с архитектурными памятниками дореволюционного периода, шедеврами сталинской эпохи и современными постройками наших дней, о которых и будет следующая серия проекта «Архитектура Ростова вне времени».