Из Новошахтинска до Луганска рукой подать — каких-то 125 километров. Раньше в этом 100-тысячном городе работало несколько шахт, но все они закрылись в начале XXI века. В память об угольном прошлом остались терриконы и название местности — Восточный Донбасс. 161.RU рассказывает, как российская спецоперация на Украине повлияла на жизнь приграничного города.
После начала эвакуации жителей Донбасса
20 февраля. Накануне объявлена эвакуация жителей самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Новошахтинск — ближайший российский город для тех, кто направляется из Луганска. Но нет никакого видимого оживления.
Въехать в город можно по улице Харьковской — одной из самых крупных в городе. На ней, рядом с одним из многочисленных терриконов, находится автовокзал. Внутри здания лишь несколько людей ожидают маршрутку в Ростов. В 2014 году была другая картина — не протолкнуться от большого количества беженцев. Несмотря на сложную ситуацию, рейсовые автобусы из Луганска продолжают приезжать, но с небольшим опозданием.
В центре города тихо. Люди неторопливо идут по своим делам — у многих в руках пакеты с продуктами. Лишь на рынке можно было услышать обсуждение эвакуации жителей Донбасса и новости о том, что на территорию Ростовской области прилетел снаряд.
Старый клуб на окраине города переоборудовали в ПВР для беженцев. Там разместили около 50 человек. Вход в здание поставили охранять полицейского в каске. В Новошахтинске ОМОНа нет, поэтому горожане удивляются при виде вооруженного силовика. Проезжающие мимо машины замедляют ход, прохожие пытаются его сфотографировать.
Это было единственное напоминание о событиях в соседнем Донбассе. Город жил своей жизнью. На улице было аномально тепло — 15 градусов. Люди выносили мангалы во дворы и жарили шашлыки, запах которых разносился по улице.
После начала спецоперации
Вечер 26 февраля. Прохладно, недавно прошел дождь. По улице идут три парня лет 16 и обсуждают российскую спецоперацию на Украине. В городе тихо, но тема для разговоров у всех одна.
Утро 27 февраля. На рынке разворачиваются словесные баталии. Некоторые из торговцев слушают радио, по которому передают сводки с Украины. Проходя мимо рядов, можно услышать отрывки фраз, но даже пары слов хватает, чтобы понять, о чём они. Кто-то спрашивает «Зачем?», кто-то боится НАТО, кто-то говорит: «Где все были 8 лет», другие — боятся последствий для экономики.
На рынке — весь спектр мнений российского общества. До драк не доходит, но споры жаркие. У многих по ту сторону границы живут друзья или родственники. География обширная: Харьков, Киев, Донецк… Перечислять можно до бесконечности. Раньше многие ездили на Украину за продуктами или вещами, в 2012 году — на матчи футбольного чемпионата Европы.
— Сегодня воскресенье, но людей на рынке меньше, чем обычно, — рассказывает один из продавцов.
По его словам, курс рубля еще не вырос, но оптовики уже разослали письма, где говорят о возможном пересмотре цен.
Вечер. Идет дождь. От прежнего тепла не осталось и следа. В тусклом свете фонарей среди панельных домов идет пара человек и вглядывается в небо — что-то с гулом пронеслось в сторону границы. В городе только и разговоров, что об Украине.