Два крупных оператора кикшеринга в Ростове раскритиковали новые правила пользования электросамокатами, которые хотят установить власти города.
Чиновники готовятся ввести требования к размещению пунктов проката электросамокатов — чтобы операторы кикшеринга устанавливали стационарные конструкции для всех парковок самокатов, закрепив каждую из них за отдельным оператором. Представители компаний Whoosh и Urent не согласились с действиями властей и потребовали согласовывать свои действия с ними.
В начале июля администрация Ростова пообещала создать единую платформу для всех кикшеринговых компаний, работающих в городе. Сити-менеджер Алексей Логвиненко сказал тогда:
— Будут определены зоны запрета парковки электросамокатов и их движения, а также зоны ограничения скорости движения. У операторов есть все возможности для того, чтобы выполнить эти условия.
По мнению чиновника, электросамокаты могут быть запрограммированы так, что в определенных точках просто будут выключаться.
Реакция от компаний последовала сегодня. По словам основателя сервиса кикшеринга Whoosh Дмитрия Чуйко, фирма использует в Ростове виртуальную модель парковок — их видно на карте в приложении. Местоположение самокатов тоже отслеживается, так что клиент не может оставить его там, где захочется. Поездку можно завершить только на парковке.
— Скорость организации виртуальных парковок очень высокая: можно оперативно запустить целый район города, переместить парковку или по просьбе граждан отметить новую, мы это практикуем. И эта оперативность значительно снизится, если будет принято решение об организации стационарных парковок, — уверен Дмитрий Чуйко.
Он добавил, что стационарные парковки будут очень неудобны для пользователей, особенно если учесть, в каком состоянии велоинфраструктура в городе.
— В отличие от Москвы, которая на протяжении нескольких лет последовательно увеличивает количество велопарковок, в Ростове их практически нет. <...> Модель виртуальных парковок позволяет обеспечить беспрепятственный доступ к самокатам жителям отдаленных городских районов, а зоны стационарных парковок по определению будут охватывать лишь наиболее популярные места массового скопления горожан, — так прогнозирует эксперт.
Также он отмечает, что создание отдельной парковки для каждого шеринга, как того хочет администрация, будет мешать движению:
— Там, где сейчас стоит одна парковка, появится 4–5, и каждая из них — в виде стационарной конструкции. Конечно же, это дополнительно затруднит движение по улице, ухудшит облик города.
Компания предлагает нанести на асфальт соответствующую разметку в местах парковок — она точно определит место размещения самоката, так что клиенту будет сложно промахнуться и поставить самокат так, что он будет мешать пешеходам или транспорту.
Сооснователь сервиса кикшеринга Urent Андрей Азаров говорит, что компания также использует виртуальные парковки, действуют они так же, как и у Whoosh.
У Urent еще есть служба скаутов — это работники, которые быстро собирают самокаты и приводят парковки в порядок.
— В отдельных регионах мы визуально обозначаем парковочные места (с помощью разметки на асфальте) — это помогает пользователям оставлять самокаты в правильном месте. Искусственное ограничение количества виртуальных парковок ставит под угрозу развитие микромобильного транспорта в городе как альтернативы автомобильному транспорту и ограничивает использование шеринговых самокатов только в развлекательных целях, — считает Андрей Азаров.
По его мнению, проект администрации города приравнивает места размещения и проката самокатов. Хотя операторы кикшеринга организовали свою работу так, что для аренды электросамоката кикшеринга не нужен стационарный объект. То есть нельзя, по словам Азарова, понимать под виртуальной парковкой пункт проката, это не одно и то же.
Ростов — не первый город, власти которого активно пытаются зарегулировать рынок кикшеринга. С 9 июня в Санкт-Петербурге ряд сервисов электросамокатов приостановил работу, пока не будет урегулирован регламент работы с администрацией. В колонке для 161.RU основатель и автор ростовского телеграм-канала «Тютина» Алексей Максимук рассказал, почему электросамокаты не убрать из городов силой.