Новая комедия вышла из подполья в 2012 году с появлением шоу Stand Up на ТНТ. Сегодня комики вроде Руслана Белого или Данилы Поперечного популярнее большинства исполнителей русского рэпа и актеров российского кино. Они собирают тысячи зрителей на концертах и миллионы — на ютубе. Со свободолюбивыми комиками начинает считаться и бороться власть.
Корреспондент 161.RU Надежда Маницкая изучила феномен ростовской стендап-сцены, который особенно проявился в последние годы, когда ростовчане начали доминировать в комедийных телепроектах.
В субботний вечер пустует лишь пара столиков в баре Stand Up RnD City. Редкость для этого места. Ведущий разогревает зал, пытаясь разговорить гостей за первыми столиками. Сегодня выступают несколько комиков, и почти все — участники «КамедиБаттла», «Открытого микрофона» и других телепроектов. Пока одни выступают, другие артисты отдыхают на заднем дворе бара: курят, обсуждают сетапы и панчлайны.
На сцену поднимается Гассан Джабер.
Начинается комедия.
Бросить все ради стендапа
У себя дома Гассан тепло встречает нас. Он живет один в квартире своей мамы, но говорит, что здесь бывает редко: много времени проводит в делах. Но в этот день у комика нет концертов и выходной от работы бариста в кафе. По словам стендапера, ему нравится процесс приготовления кофе и сам напиток. Но на просьбу сварить нам по чашечке Гассан признается, что на его кухне есть только растворимый. Поэтому просто ставит чайник и предлагает угоститься семечками, которые очень любит.
— Я увольняюсь скоро из кафе, чтобы максимально заниматься стендапом, — обещает Джабер. — Ну, я бариста пошел работать, потому что не люблю ничего не делать и дома сидеть. Благодаря такой работе режим какой-то соблюдаешь, заработок дополнительный. Хотя и вообще не основной.
Перерывы между приготовлением кофе комик планировал использовать для совершенствования комедии.
— Я почему-то еще думал, что буду там сидеть и писать [шутки] много. Планировал смотреть сериалы и фильмы, чтобы развиваться в сценарном плане. Последнее получается, а вот писать удается лучше по выходным.
Стендап побудил Гассана не только уйти с работы, но и бросить университет. До попадания на ТНТ ростовчанин пытался совместить карьеру артиста и учебу на мехмате. Начал в студенческой лиге КВН.
— Там были не против всех этих активностей, руководство [факультета] одобряло, что студент появляется на телике. Но все, что они мне предложили, — одну дополнительную пересдачу. И я такой: «До свидания». Забрал документы в конце третьего курса и сейчас очень счастлив, что могу полностью отдаться стендапу.
Гассан вспоминает, что после пятого выступления осознал, что хочет заниматься стендап-комедией всю жизнь. Гассану 21 год. Отец комика еще надеется, что сын возобновит учебу и получит «высшее» хотя бы для галочки. Зато мама, по его словам, поддерживает увлечение юмором, которое переросло в полноценную работу.
— Я веду «Открытые микрофоны» у нас в баре, сам выступаю на концертах. Гастроли тоже хорошая вещь, недавно вот у меня был сольник в Армавире, — рассказывает комик. — У нас есть концертный директор, через него заказывают на мероприятия. Поэтому вполне можно на это жить.
Из дыма кальянных на ТВ
Джабер считает, что комедия смогла стать для него источником дохода благодаря развитости сцены в Ростове-на-Дону. Горожане ходят на стендап.
— Молодым комикам тяжело, конечно, потому что нужно каждый раз выдавать новый материал. Примерно треть тех, кто приходит на стендап, уже слушали твои шутки, — говорит Гассан. — Но я думаю, в итоге в Ростове большинство комиков смогут вскоре зарабатывать только этим, не думая о дополнительной работе.
Джабер пришел в стендап почти три года назад, когда жанром начали интересоваться выходцы из КВН — они считали его хорошей школой для написания шуток. Гассан почти сразу оказался в объединении комиков Stand Up RnD City, созданном ростовчанами Максимом Кобзевым и Камилем Зулфугаровым.
— Мы выступали в каких-то забегаловках, в кальянных — это самое отвратительное место для комиков, где все в дыму, и никто тебя не слушает. Потом появился первый стендап-бар — «Карлин». Но не особо у ребят получалось, там всего 40 посадочных мест было, и то не заполнялся зал. Максим и Камиль договорились с руководством «Карлина», и тогда возник тот бар, который есть сейчас. В Stand Up RnD City бывает 70–80 человек практически каждый вечер.
На данный момент в проекте Stand Up RnD City задействованы около 40 комиков. Руководитель объединения Максим Кобзев, который в свободное время работает на радио ENERGY, объясняет успех участников проекта спецификой местной аудитории.
— Мы долго думали, почему такое большое количество наших комиков становятся заметными. Наверное, ростовских стендаперов закаляют местные зрители. Ни для кого не секрет, что ростовчане — достаточно специфическая аудитория. С ними нужно «продавливать» шутки. То есть ты не можешь выйти и просто расслабленно выступить. Ты должен проникать в головы этих людей.
По словам Кобзева, закалка ростовских комиков особенно заметна, когда те выступают в Москве. Другая аудитория — другая комедия, больше уверенности.
— В этом году был кастинг на «Открытый микрофон», где были 1100 человек. И все задавались вопросом: почему так много Ростова? Нас боялись участники из других городов, — смеется стендапер Анастасия Едигарова. — Нет какого-то секрета. Просто у нас получилось такое хорошее сообщество. Это прям братство. Мы друг другу помогаем. Делимся опытом.
Анастасию в стендап привел Гассан Джабер тоже из студенческого КВН. Девушка рассказывает, что выступления комиков сначала показались ей непрофессиональными: человек стоит и читает шутки с листочка. Но позже девушка оставила мечту стать журналистом и с головой погрузилась в юмор. Едигарова не сразу попала в Stand Up RnD City — поначалу выступала с другим проектом Flash Stand Up, который возникл на базе ростовской команды КВН «Флэш-Рояль» в 2017 году.
Эти комики не такие известные. Но, по словам их руководителя Игоря Пименова, стендаперы из Flash Stand Up тоже много выступают.
— Вот сейчас, например, несколько наших комиков позвали в Москву, мы пишем один проект, а в другом снимаемся для ютуба, — рассказывает Игорь. Пока что он не может раскрыть, что именно это за проекты.
На вопрос о том, почему два ростовских объединения не сотрудничают, Пименов отвечает, что причина — разные взгляды на творчество и стендап.
— Там люди в первую очередь за коммерцию и стремятся попасть только на ТНТ и никуда более. Их комики могут выступать только у них. Мы именно за творчество, наши комики могут выступать, где хотят. И помимо стендапа у нас есть еще альтернативные вещи, которыми занимаются артисты, — КВН, музыка, кино.
Руководители объединения Stand Up RnD City отрицают, что их комикам запрещено участвовать в других проектах. По словам Максима и Камиля, главная задача объединения — помочь артистам развиваться и получить стартовую популярность.
— У нас в целом нет конкретных редакторов для комиков, каждый из них выбирает сам, какие темы затрагивать и о чем писать шутки. И мы с удовольствием рассматриваем все предложения по участию наших комиков в проектах, — прокомментировал Максим Кобзев.
Молодые ростовские комики сейчас заметны на ТВ. Этой весной Настя Едигарова вошла в пятерку лучших шоу «КамедиБаттл. Денис Гвоздев выиграл прошлый сезон «Открытого микрофона». Эта победа изменила его жизнь: Денис бросил работу официантом, теперь живет в Москве и стал частью основного проекта «Stand UP».
— Я не могу сказать, что я резидент этого проекта, пока я, скорее, его часть. Да и уже ушло это понятие «резиденство». Я записал два монолога и продолжаю работать, — рассказывает комик. По словам Гвоздева, заняться стендапом его вдохновили передачи ТНТ, где он теперь участвует.
— Впервые я выступил на концерте, который мы с другом организовали в Новочеркасске, где мы учились. В тот момент не особо верил, что один человек на сцене может рассмешить хоть кого-то. Но для первого раза было отлично, и я захотел повторить эти ощущения.
Гвоздев боится показаться необъективным, рассуждая о ростовской стендап-сцене, но соглашается, что она — одна из сильнейших в стране. По его мнению, такое сплочение вдохновляет молодых комиков, подстегивает работать опытных — все постоянно совершенствуют свою комедию.
— Здесь, в регионах, в частности в Ростове, стендап на подъеме. Даже не на пике пока, — считает Максим Кобзев. — Есть большое количество людей, которые не знают об этом явлении и не бывали на выступлениях.
Ростовский комик Руслан Мухаметов участвовал в трех сезонах «Открытого микрофона». В этом году он — один из фаворитов.
— Когда мы только начинали, заработать этим было нельзя. Сейчас благодаря своим выступлениям комик может получать среднюю по области зарплату, — раскрывает карты Мухаметов. — Просто нужно быть смешными. Зарабатываем не только выступлениями в баре, но и на праздниках, корпоративах. Приглашают и в другие города области, и в Краснодарский край. Это только начало.
Пока мы разговариваем, в зале ростовского стендап-бара собираются гости. В основном молодежь — компаниями и парами, но можно увидеть и людей постарше. Смеются над шутками люди любого возраста: атмосфера и выпитое располагают.
Сегодня на концерте комики проверяют материал, анализируют, как новые шутки «заходят». Выступает Гассан Джабер. Его первая шутка — пример того, как истории из повседневности становятся комедией.
— Кто-то знает же меня? Похлопайте, — просит комик и несколько человек аплодируют в ответ. — Вы же знаете, что я работаю бариста. Так вот, заходит недавно мужчина…
И дальше — шутка про бомбу от родившегося в Ливане и выросшего на Донбассе комика.
Неловкого молчания сегодня не слышно, но что делать если в ответ на панч в зале — тишина? Анастасия Едигарова отвечает: «Если шутка несмешная, это обычный день». По ее словам, комику мысль может показаться гениальной, но зрителю может вообще не зайти. Для выступающего важно преодолеть страх быть не смешным, потому что все смеются над разными вещами.
Депортация за шутку
Тишина в ответ на шутку — это, как оказалось в 2021 году, не самое страшное для современного комика. Арест и депортация белорусского комика азербайджанского происхождения Идрака Мирзализаде за монолог о русских в ютуб-шоу заставил артистов громче говорить о цензуре и рассуждать о границах юмора.
— Это ужасно. С одной стороны, прецедент. И срок небольшой. Даже есть плюс для Идрака, так как ему это прибавило медийности. А так вообще-то страшно, — признается ростовчанин Артем Молдованов. — Если почитать наши законы, то «приписать» можно за любую шутку. У нас любят оскорбляться. Страшно за себя. Есть определенный момент, когда тебе надоедает шутить о такси, условно. Хочется в чем-то глобальном покопаться. А там можно найти и неправомерные высказывания, и мысли.
Комики не скрывают, что на телевидении есть цензура. Сложно представить, что на российском ТВ прозвучит что-то острее осторожных подколок Ивана Урганта. Но YouTube всегда казался комикам свободной площадкой.
— В стендапе, даже телевизионном, бо́льшую роль играет внутренняя цензура, нежели со стороны. Я очерчиваю границы в темах, опираясь на тот факт, переживала я такое в жизни, чтобы над этим шутить, или нет, — объясняет Анастасия Едигарова. — То есть, если у меня проблемы с матерью, я буду над этим шутить. Если хочется шутить про веру, у тебя должен быть личный конфликт с этим. Все зависит от комика, как он себя презентует. Можно легко обидеться на шутку. Но комик никогда не имеет цели обидеть. Я просто выхожу посмеяться над своими переживаниями и опытом. Поэтому вопросы не к комику, а к обиженными этой шуткой.
По словам Дениса Гвоздева, после дела Мирзализаде московские комики гадают, одноразовая это акция или начало чего-то большего. В одном все сходятся: репрессии за шутки, пусть даже неудачные, недопустимы.
«10 суток за шутку — это не страшное наказание, но страшный прецедент. Шутка может не понравиться или обидеть. Но за шутку нельзя лишать свободы», — отмечено в совместном заявлении российских комиков по аресту Мирзализаде. После его депортации комик Данила Поперечный выложил на эту тему ролик на своем личном канале, где он напрямую обратился к власти со словами, что «посмеяться над вами в интернете — это единственная наша отдушина».
По другую сторону баррикад оказался Владимир Соловьев, который критиковал комика в своем ютуб-шоу: «Люди, оскорбляющие свою Родину, — это как люди, оскорбляющие свою мать. Это не мужчины, это ужасающее недоразумение».
Теперь, отвечая на вопросы о цензуре и ситуации с Идраком, комики бояться сказать «что-то лишнее».
— Честно, не очень хочу это обсуждать. А то тоже могу всякого наговорить… — отвечает Гассан Джабер. — Но считаю, что [депортация Идрака Мирзализаде] это отвратительно. Эта шутка, даже фраза была вырвана из контекста. На шоу «Разгоны» о разном шутят: и про нерусских, и про смерть. Туда комики приносят просто какие-то набросанные шутки, которые хотят совместно раскрутить. Мы тоже так делаем, но не на камеру.
Но, по словам Джабера, осторожничать с шутками не собирается — если до монологов захотят «докопаться», то сделают это в любом случае. Гассан согласен с Артемом Молдовановым, что хочется шутить о чем-то глубоком, чтобы заставлять людей еще и задумываться о чем-то. По его мнению, комик сейчас — это и голос улиц, и философ одновременно.
P.S. 16 сентября суд разрешил Идраку Мирзализаде вернуться в Россию.