Самый скверный день в жизни Аллы Экнадиосовой случился 30 сентября 2010 года, когда ее дом на Тернистой, 113 впервые затопило после дождя. С тех пор не прекращается борьба со стихией и ростовскими чиновниками. После тропического ливня в июле 2020-го решить проблему семьи Экнадиосовых пообещал губернатор Василий Голубев, чуть позже первый замглавы ростовской администрации Юрий Овчинников уверял, что вопрос решится в сентябре. Пришли весна и новые дожди, но страдающая от потопов семья так и не получила новый дом. В редакцию 161.RU Алла Экнадиосова пришла вместе с соседкой Светланой Зайцевой, они рассказали про 11 лет судов и невыполненных обещаниий.
«Садовод» против свалки
Недалеко от ростовской областной клинической больницы в границах улицы Малиновского и проспекта Стачки расположено СНТ «Садовод-любитель». Через товарищество тянется Балка Рябинина, через которую течет ручей, впадающий в реку Мёртвый Донец. Алла Экнадиосова купила участок земли и дом на Тернистой в 2007 году. Чтобы приобрести это жилье, женщина продала две квартиры По соседству тогда уже жила семья Зайцевых.
Первые проблемы начались в 2010 году, когда, по словам Зайцевой, к Балке Рябинина начали свозить строительный мусор.
— Первым забил тревогу наш сосед, — рассказывает Зайцева. — Рядом с нами — маленький коллектор под дорогой, и вода, которая сквозь него проходила, впадала в Мёртвый Донец. Тогда сосед заговорил о том, что этот коллектор могут засыпать, но мы не придали этому значения. Нас еще [ни разу] не топило.
Свалка быстро разрослась, и дворы начало подтапливать. Тогда жители Тернистой пожаловались в районную администрацию, но остановить сброс мусора или хотя бы найти виновников не удалось.
— Каждые пять минут приезжали самосвалы с обломками бетона и высыпали их, — вспоминает Алла. — Мне удалось сфотографировать номер автомобиля, который привез этот хлам. Я предложила по номерам определить, кто это делает. Побежала в прокуратуру, в полицию, но меня оттуда прогнали. А куча выросла до 30 метров.
Первый потоп и маневренный фонд
Конец сентября 2010 года. Семья Экнадиосовых собралась на первом этаже своего дома пить чай. За окном шел обычный осенний дождь.
— Вдруг я почувствовала, что у меня ноги в воде. Я даже не поняла, что произошло, — вспоминает Алла. — У меня дочери тогда три года было, она везде ползала, полы коврами застелены. Вообще почти всё было на первом этаже — мой рабочий стол, компьютер… Очень быстро вода начала поступать со всех сторон. Вызвали МЧС. Мы с мужем уходили со двора по пояс в воде. Дедушку, который с нами жил, выносили спасатели.
Тогда Алла еще не знала, что в следующий раз переночует дома почти через год. После первого потопа семью Экнадиосовых поселили в маневренном фонде — предоставили комнату в общежитии на Каширской, 8/3.
— Это была комната длиной около пяти метров, а нас четверо: я с мужем, дочь и 81-летний дедушка. Мы жили на втором этаже в ужасных условиях, — рассказывает Алла. — Там не было газа, готовили на электроплите, всё время выбивало пробки. В комнатах были тараканы и клопы, на этажах всегда шум.
В таких условиях семья прожила 9 месяцев.
— Дедушка заболел через месяц жизни в общежитии, его разбил инсульт. Еще через месяц он умер. Я всем чиновникам говорила, что он в войну не погиб, а их безумие довело. Мне ответили: «А что вы хотели, ему уже за 80 было, он же должен был от чего-то умереть». Представляете? — со слезами вспоминает Алла. — Там сейчас на первом этаже находятся судебные приставы, и я по роду работы езжу туда. Иду, а у меня сердце щемит, потому что деда оттуда же выносили.
После первого потопа вода простояла в доме полтора месяца. Когда летом семья собралась обратно, с Экнадиосовых потребовали деньги за общежитие.
— Мне прислали квитанцию больше чем на 600 тысяч. Якобы мы должны их заплатить за проживание в «гостинице». Когда я пришла с этой бумажкой к ним и начала грозить прокуратурой, мне ответили, что бухгалтер ошибся ноликом, и там не 600, а 60 тысяч, — вспоминает женщина. — Я возмутилась. Не по своей же воле мы туда вселились, не на курорте отдыхали. Тогда мне сказали: «Ну ладно, можете не платить».
После обращения в природоохранную прокуратуру прошел суд, признавший бездействие властей незаконным и обязавший город убрать мусор. Свалку начали вывозить лишь в 2014 году, поэтому дома на Тернистой топило еще несколько раз.
«Это ваши проблемы»
В декабре 2011 года суд отказал пострадавшим жителям Тернистой в компенсациях. Позже, после обращения в приемную президента, Зайцевой и Экнадиосовой всё же выплатили деньги.
— Эти суммы мы потратили на ремонт, мебель, технику… Потому что утонуло всё вплоть до холодильника. На первом этаже у меня стоял большой шкаф-купе, мелкая бытовая техника. Я делала хороший ремонт, красивую встроенную кухню поставила, мне так радостно было, — говорит Алла. — Я столько денег на нее потратила. А мне в администрации сказали, мол, кто ж вам виноват, что вы такую дорогую мебель ставили, сделали бы дешевую. Это ваши проблемы.
Все растения в садах соседок тоже погибли. После экспертизы за уничтоженные участки им тоже заплатили.
— Когда нам делали экспертизу по земле, сказали, что к нам в сады высыпалась вся таблица Менделеева — и ртуть, и медь, и тяжелые металлы… все нормы были превышены в 30 раз. Там даже дышать было нельзя. Нужно было этот слой земли не просто выбросить, а утилизировать, — рассказала Алла. — Да, тогда нам этот ущерб возместили. Но все последующие потопы мы таких экспертиз не заказывали. Поэтому, если сейчас опять копнуть, то, наверное, там всё еще хуже стало, чем в 2010-м.
В апреле 2012 года дома затопило снова.
— Мусор-то убрали, но берега не укрепили, коллектор не отремонтировали. Тот, который сделали позже, находится на 1,2 метра выше, чем нужно, — рассказывает Алла. — Из-за этого полутораметровая труба пропускает только часть воды. Сама труба постоянно зарастает илом. В итоге вода проходит только сквозь сантиметров 30 от общей высоты. С Малиновского идет такой поток, что там КАМАЗы тонут. Нас заливает этим потоком. А чтобы воде пройти сквозь трубу, ей нужно нас залить. Сначала наполняется бассейн, в котором мы живем, и только потом вода постепенно сходит.
Алла говорит, что в 2016 году коллектор попытались облагородить дорожными плитами, но в очередной ливень вода эти плиты оторвала. По ее словам, они лежат там до сих пор. Проблему двух домов на Тернистой не решит даже новый коллектор, поскольку, в соответствии с экспертизой, это самая нижняя точка ЗЖМ, сюда сливается вся вода со всего Западного. В заключении эксперта написано, что это обусловлено рельефом и отсутствием ливневой канализации.
— Пока не появилась Левенцовка, нас не топило. В одном из писем от Министерства природных ресурсов и экологии написано, что на ливневую канализацию в новом микрорайоне не хватило денег, — говорит Алла. — Это одна из причин потопов. Ливневок там нет до сих пор.
Потоп-2020
За 11 лет жилье Экнадиосовой и Зайцевой затапливало не меньше 50 раз. О возмещении ущерба семьи просили трижды. Дом на Тернистой, 113 в феврале 2019 года признали непригодным для проживания, но за этим не последовало никаких действий от администрации. Последний разрушительный потоп случился 17 июля 2020 года.
— Шли летние каникулы, дождь начался в 7 утра. Я спокойно уехала на работу, а когда прибыла в офис, за окном шел уже настоящий ливень. Коллеги, зная о моей проблеме, предложили вернуться домой, — вспоминает Алла. — Меня начало трясти. Села в такси, долго стояла в пробке. Машины буквально закручивало водой. Звонила дочь, кричала, что вода идёт в дом, что снова всё попадало. Мы уже почти приехали, я хотела выйти из машины, но водитель меня не выпустил, мотивируя это тем, что я могла просто утонуть — такой силы был поток. Он отвёз меня обратно на работу.
Попасть домой Алла смогла, только когда закончился дождь и вода с улиц немного сошла. Вернувшись, она не смогла открыть калитку во двор, потому что поток воды смел всё с участка, включая скамейку. Вход был заблокирован.
— Мой супруг не мог выйти из дома, потому что входная дверь тоже была заблокирована. Я увидела соседа с Тернистой, 111, попросила его перелезть через забор ко мне на участок и разгрести калитку. Он делал это минут 20, — вспоминает Алла. — Когда я вошла в дом, опять увидела эту картину — лежат два холодильника, валяется стиральная машина, плавает диван, продукты, шкаф, телевизор… Уровень воды в доме был 1,6 метра.
На следующий день приехал замглавы администрации Советского района по вопросам ЖКХ. Единственная помощь, которую оказали пострадавшим, — вывезли мусор: вещи, которые утонули во время ливня.
— Однажды у нас спросили в администрации, на какой день у нас дома появляется плесень? На третий. И какой ее только ни было — и розовая, и красная, и синяя, и черная… Сколько ни трави, она всё равно возвращается. Мы ил из домов неделями выгребаем, — возмущается Алла. — Мой ребенок боится дождя, ей уже 15 лет, а ее до сих пор колотит каждый раз, когда с неба капает. Ей уже нужно лечение.
Личный контроль губернатора
30 июля 2020 года в СНТ «Садовод-Любитель» приехала делегация чиновников во главе с губернатором Ростовской области Василием Голубевым. Тогда Экнадиосова передала главе региона обращение и рассказала свою историю.
— Я лично рассмотрю этот вопрос, — сказал губернатор и попросил передать документы помощнику.
— После того как я вручила обращение Хохлову (Артем Хохлов с 2015 года был помощником главы региона, в декабре 2020 года его назначили на должность заместителя губернатора по вопросам цифрового развития. — Прим. ред.), начались наши мытарства. Я позвонила ему, выяснила, что моё обращение передали Овчинникову (Юрий Овчинников — первый замглавы администрации Ростова-на-Дону. — Прим. ред.). Позвонила Овчинникову, он попросил два дня на решение, — рассказывает Алла. — Тогда я обрадовалась, подумала, что мой вопрос решится. Как раз ушла в отпуск. Но мне никто так и не перезвонил.
Спустя несколько недель Алла сама позвонила Хохлову, который заявил, что ее вопрос не могут решить из-за того, что у Экнадиосовых якобы есть второе жилье. Позже чиновник, по словам женщины, признал, что это было ошибкой — дом на Тернистой, 113 — единственное жилье семьи.
— Когда они убедились, что второго жилья у меня нет, позвонил Овчинников и спросил, что меня интересует — мена или деньги. Я выбрала деньги, потому что я сама хочу выбрать, где жить. Может, я вообще уеду из города. Он сказал, что в администрации есть средства, и что мой вопрос решат — это было в сентябре 2020-го. После этого он перестал выходить со мной на связь.
Экнадиосова говорит, что по закону администрация должна выкупить дома на Тернистой, 113 и 115 по рыночной стоимости или произвести равноценный обмен. Женщина считает, что в этом случае нужно руководствоваться постановлением правительства № 47 и статьей № 32 Жилищного кодекса РФ.
— В конце декабря 2020-го я снова позвонила Хохлову, его уже назначили замом губернатора, напомнила ему о себе. Тот ответил, что раз мне пообещал сам губернатор, то всё будет в порядке. Я опять воодушевилась, — говорит Алла. — После праздников я вышла на работу, 13 января пришло письмо с предложением переселиться в маневренный фонд. Приблизительно в такую же комнату, где я жила 9 месяцев в 2011 году. Тогда я снова позвонила Хохлову, а его секретарь ответила: «А что это — не помощь что ли?» Я возмутилась. Мне опять пообещали перезвонить, но так ничего и не произошло.
Последний раз из администрации Алле позвонили 26 марта, снова предложили встать в очередь на квартиру.
— Сказали, что неизвестно, сколько продлится ожидание, и дадут ли квартиру вообще, — говорит Алла. — Когда нам в прошлый раз предложили встать в очередь, следом за этим почти сразу пришло письмо, что мы не имеем права на это, поскольку не малоимущие.
Продавать участки с домами другим семьям женщины не хотят. Говорят, что не позволяет совесть, потому что они уверены, что потопы будут повторяться. Вопрос остается открытым и сейчас. Семья Экнадиосовых по-прежнему живет на Тернистой, 113. На первом этаже, пострадавшем от потопов больше всего, стоит пластиковая мебель.
Несколько дней подряд в Ростове шли дожди, участки снова начало подтапливать, но пока вода не заливается в дома. В мае в Ростове начнутся грозы, жители Тернистой надеются, что их проблема разрешится до следующего большого потопа.
В сентябре 2020 года редакция уже обращалась в городскую администрацию за комментариями, мы спросили и сейчас, но ответы на вопросы к моменту публикации 161.RU не получил.