Со станции Первомайской во вторник отправился поезд в Ташкент. На рейс попала треть из почти 3000 граждан Узбекистана, которые застряли в тесном палаточном лагере у железнодорожных путей. Как проводили первых 900 счастливчиков и что ждет узбеков, оставшихся в Ростовской области — репортаж 161.RU.
Тех, кто не смог покинуть Ростов, 9 сентября отправят в специализированный лагерь, на станцию Лихую под Каменском-Шахтинском. По словам министра экономического развития Максима Папушенко, узбекских граждан разместят «в хороших условиях». До вчерашнего дня мигранты жили в стихийном лагере — без подвоза воды, организации питания, многие на расстеленных одеялах.
Но обещанному улучшению условий мало кто рад — все хотят скорее попасть на родину.
Чем ближе было отправление поезда, тем сильнее накалялась обстановка у вокзала. Более удачливые бегали с чемоданами, боясь опоздать, остающиеся смотрели им вслед. Без билета на платформу было не попасть — вход охраняли бойцы ОМОНа.
Вопросом о том, как распределили билеты, задавался каждый гражданин Узбекистана, с которым удалось пообщаться корреспонденту 161.RU. Они утверждают: заметная доля билетов досталась перекупщикам. Оставшиеся в Ростовской области обвинили Генконсульство в создании непрозрачной системы реализации.
По их словам, из палаточного городка уедет максимум 200 человек, ожидавших поезд в Ростове. Остальные 700 — прибыли из Москвы или Санкт-Петербурга.
— Они раскошелились и купили билеты с рук, которые продавались по 20-25 тысяч. Старики, дети и беременные женщины остались здесь — в Ростове. Изначально всем людям старше 50 лет полагались билеты без очереди, но затем возраст повысили до 60. Таких людей здесь нет. Они на работу в таком возрасте в Россию не приезжают, — посетовал 51-летний мужчина.
Завтра оставшихся узбеков — почти 2000 тысячи человек — на электричках перевезут на станцию Лихая.
— Если нас увезут из Ростова, то нам будет еще хуже. Все про нас просто забудут, — посетовал в комментарии 161.RU один из застрявших в городе мигрантов.
Некоторые узбеки уже готовы вернуться в регионы России, откуда прибыли на Дон, чтобы ждать своей очереди там, а не в палаточном лагере.
— Я вчера был в списке. Ушел за вторым паспортом, вернулся, а меня там уже нет. Копперфильд отдыхает. Не понимаю, как можно так поступать по-хамски с гражданами своей страны, — заявил корреспонденту 161.RU мужчина лет сорока. — Я уеду обратно в Ставрополь. Это лучше, чем жить в таких кошмарных условиях.
Надежды попасть в списки у многих больше нет. Они взывают о помощи к российской стороне. На консульство Узбекистана больше не рассчитывают.