На крыльце этого дома ростовчане постоянно устраивают фотосессии, а жильцы давно собрали «тревожные чемоданчики», опасаясь, что старинные деревянные перекрытия вот-вот рухнут. Общественники требуют признать бывший особняк бельгийца Альберта Геесбергена на проспекте Чехова, 3 памятником архитектуры, чтобы спасти здание от сноса. Жители же совсем не против переселиться из «музея», где уже много лет течет крыша и искрится проводка.
Трехэтажному дому № 3 на проспекте Чехова больше 120 лет. Старожилы говорят, в конце XIX века его построил бельгийский купец, переехавший в Ростов. В здании жили несколько иностранных семей, но с приходом советской власти они эмигрировали, и дом заселили по новой.
Сейчас в доме № 3а расположено 15 квартир. Еще одна находится отдельно — в строении, которое значится под литерой «б». Это бывшая конюшня. В квартирах, по словам жителей, не было туалетов, и им пришлось самим провести канализационные трубы в свое жилье, установить водонагреватели, чтобы была горячая вода. Самим приходится ремонтировать фасад и чинить протекающую крышу. Ремонт в обоих зданиях последний раз был больше 50 лет назад. С тех пор в этом доме люди не живут, а выживают.
— Наш дом не считается аварийным, но у него много проблем. Постоянно искрится проводка, провода совсем голые, без изоляции. Часто случаются замыкания. Крыша течет, наверное, лет 30 уже — рассказывает Виктор, хозяин одной из квартир на втором этаже.
Мужчина советует заглянуть на третий этаж — там живет пожилая пара, которая поддерживает состояние крыши своими силами.
— Там уже нечего поддерживать, всё менять надо. Моему мужу 82 года, он лазит на чердак: там стоит корыто, куда набирается вода, и он ее выливает. А у соседей, где никто не живет, давно всё обвалилось, — рассказывает Светлана.
Женщина объяснила, что часть собственников много лет не живет в доме, их квартиры заперты, каково состояние стен и потолка за дверями — неизвестно. Крыша в доме сделана из кирпича и деревянных перекрытий, которые давно прогнили, и их надо менять. На время ремонта, по словам Светланы, придется расселить жильцов, но делать это никто не спешит.
— Однажды к нам приходили, предлагали деньги за квартиры, хотели выкупить дом. Но у нас есть сосед, который запросил 10 миллионов за свои 15 квадратных метров, которые ему, конечно, не дали. И еще один совсем отказался. Все остальные были не против, но из-за двух человек ничего не вышло. А потом Кожин (Александр Кожин, руководитель ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. — Прим. ред.) сказал, что наш дом — это реликвия! Сказал, что выселять нельзя ни в коем случае и что это памятник. Ну приди и поживи в памятнике! — возмущается Светлана.
Общественники действительно хотели добиться того, чтобы здание признали памятником архитектуры, но на момент публикации дом № 3 на Чехова в списках архитектурных памятников не значится.
— Я был в этом здании всего один раз. Знаю, что о признании его памятником ходили разговоры. По одной из легенд, в доме жил барон Врангель, так это или нет, не знаю, я плотно не занимался этим вопросом. Но здание действительно старинное и ценное. Если его признают памятником, люди должны будут поддерживать его состояние. Ремонт при этом должна выполнять организация со специальной лицензией, и поэтому он, скорее всего, обойдется дороже. Когда не выполняются условия охранного законодательства, например, за порчу или ремонт, не согласованный с администрацией, предусмотрены штрафы, — объяснил Александр Кожин.
То есть если люди захотят отремонтировать здание самостоятельно, их могут наказать, как это было, когда старинную лепнину на здании на Шаумяна покрасили в желтый цвет. После этого власти города подали в суд на хозяйку квартиры, жильцы которой решили устроить ремонт.
Но возвращаемся к дому на Чехова, 3. Решить вопрос с его ремонтом могла бы управляющая организация. Но летом 2019 года дом лишился управляющей компании. Жители при этом продолжают получать квитанции от прежней УК «Тектоника». Корреспонденту 161.RU удалось дозвониться в УК под этим названием. Оказалось, дом обслуживает другое юридическое лицо, но в УК с аналогичным названием оказались в курсе ситуации.
— Дом обслуживала УК «Тектоника», не мы, другое юридическое лицо, которое сейчас проходит процедуру банкротства. Чтобы выбрать новую, жильцы должны провести общее собрание. Насколько нам известно, у них есть конкурсный управляющий, и он по закону обязан обслуживать эти дома, за эти услуги люди и платят, — пояснили корреспонденту 161.RU в УК.
Несмотря на многочисленные проблемы, жители ни разу не обращались за помощью к чиновникам. Они считают, что это бесполезно. Портал 161.RU направил запрос по поводу ситуации в управление ЖКХ администрации Кировского района города и будет следить за судьбой жителей дома № 3 на Чехова.