В Ростове начался суд над Артуром Маркарьяном, которого обвиняют в незаконном предпринимательстве. Ему грозит срок за продажу нескольких квартир. Следствие считает, что для заключения такой сделки Маркарьян должен был зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель. Сторона защиты настаивает на том, что мужчина не планировал заниматься недвижимостью, а квартиры получил в счет уплаты долга за земельный участок.
На первом заседании начался допрос свидетелей — владельцев жилья в многоквартирном доме в переулке Дубовском. Из восьми приглашенных жильцов на минувшей неделе в суд явились только двое. Перед началом слушаний они рассказали корреспонденту портала 161.RU, что ранее их вызывали в Следственный комитет и спрашивали об обстоятельствах приобретения квартир, но деталей уголовного дела они не знают.
В суде Софья Махамат и Елена Михалева сообщили, что приобрели квартиры несколько лет назад через агентства недвижимости. Ни в момент заключения сделки, ни позже с Артуром Маркарьяном обе свидетельницы не встречались и это имя слышат впервые. Кроме того, в суде выяснилось, что деньги за будущее жилье они передавали менеджерам агентств под расписку, а договор на приобретение квартир заключили уже после того, как вся сумма была выплачена.
— Я заплатила за квартиру около 950 тысяч рублей. Деньги вносила частями. Менеджер агентства выдавал мне расписки о получении сумм. Отзывы о компании были хорошие, поэтому я доверяла им. А спустя полгода или год мы заключили договор. В итоге я получила квартиру. Сейчас в ней не живу, а сдаю в аренду, — говорит Софья Махамат.
Ранее портал 161.RU сообщал, что в 2006 году Артур Маркарьян приобрел земельный участок площадью четыре тысячи квадратных метра в переулке Дубовском, а затем продал его предпринимателю Василию Серебрякову. Поскольку сразу расплатиться за землю покупатель не мог, участники сделки договорились, что Серебряков построит в переулке Дубовском жилой дом, а после продажи квартир рассчитается с Маркарьяном. Прошло несколько лет: строительство многоквартирного дома с шестью подъездами было завершено. Тогда Василий Серебряков предложил Артуру Маркарьяну в качестве залога 11 квартир в новостройке. Когда жилье было продано, Маркарьян получил свой долг. Но именно эта сделка и вызвала подозрение у правоохранительных органов.
— Из представленных органом предварительного следствия материалов следует, что Маркарьян обвиняется в том, что без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в период с 2014 по 2015 годы осуществлял предпринимательскую деятельность по реализации квартир в многоквартирном доме, — говорится в постановлении Ворошиловского районного суда.
Сейчас Артур Маркарьян находится под подпиской о невыезде. Если суд докажет его вину, ему грозит до пяти лет лишения свободы. Впрочем, у стороны защиты свой взгляд на ситуацию. По словам адвоката Андраника Кичияна, Артур Маркарьян никогда не планировал заниматься бизнесом. Квартиры были оформлены на его имя Василием Серебряковым, а затем проданы через агентства недвижимости лишь для того, чтобы вернуть деньги за участок земли.
— По итогам допроса собственников двух квартир в доме в переулке Дубовском выяснилось, что деньги ими были переданы задолго до подписания договора купли-продажи. Соответственно, эти средства можно исключить из объема обвинения. Что касается сути уголовного дела, то сейчас правоохранительные органы стали активно бороться с недобросовестными застройщиками, защищая права обманутых дольщиков. Но, к сожалению, в этой борьбе страдают и невиновные. Обратите внимание, в данном случае среди жильцов пострадавших нет — люди получили квартиры. И тем не менее застройщик вынужден был уйти с рынка, а владелец земельного участка вообще оказался на скамье подсудимых, — говорит Андраник Кичиян.
Внимание правоохранительных органов к строительному рынку возросло после принятия поправок в ФЗ-214, цель которых — защитить интересы участников долевого строительства. Особое внимание было уделено так называемым самозастроям. По данным городской администрации, сейчас в городе зарегистрировано несколько десятков таких объектов. Но решить проблему с ними не так просто. И, похоже, что законодатели сами начали это понимать.
Ранее портал 161.RU сообщал, что донские депутаты предложили правительству РФ не сносить самозастрои, если те не угрожают безопасности людей. По словам председателя комитета по строительству областного Заксобрания Александра Скрябина, снос самозастроев не только сокращает объем жилищного фонда, но и ведет к появлению новой категории граждан, чьи права нарушены. Люди официально купили квартиры, оплачивают коммунальные услуги, но неожиданно для них дом оказывается под угрозой сноса.
— По федеральному законодательству они не могут быть отнесены к обманутым дольщикам, поскольку их дома является объектами самовольного строительства. Подобные прецеденты есть во всех российских регионах. Только в Ростовской области 67 таких объектов. Нередко возникает ситуация, когда жилая самовольная постройка не несет угрозы жизни или здоровью людей, и это подтверждает экспертиза. Но легализована она быть не может из-за неустранимого несоответствия правилам землепользования и застройки, — говорит Александр Скрябин.
Чтобы избежать социальной напряженности, донские депутаты предложили ввести мораторий на снос самовольно построенных домов, в которых уже живут люди, до тех пор, пока в законе не будут прописаны меры поддержки для этой категории граждан.