В Ростове-на-Дону прошел рейд управления экоконтроля регоператора «Чистый город» совместно с журналистами. Ожидание в засаде, гонки за «серыми» перевозчиками, по итогам десятки нарушителей и протоколов. Мероприятие, направленное на предупреждение нарушений в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и выявление перевозчиков-нелегалов, больше напоминало сюжет голливудского блокбастера.
15 протоколов за 2 часа
На первой точке рейда ГК «Чистый город» совместно с региональным МинЖКХ, Минприроды, административными инспекциями и ГИБДД останавливали перевозчиков отходов и проверяли законность их деятельности. В подавляющем большинстве были выявлены нарушения.
— Перечень всегда один и тот же: отсутствие лицензии, паспорта отходов и перевоз отходов без полога. Все нарушения фиксируются уполномоченными органами, далее в зависимости от установленного правонарушения составляются протоколы и назначаются штрафы, — пояснил начальник управления экоконтроля ГК «Чистый город» Роман Федченко.
Благодаря межведомственному взаимодействию всего за 2 часа было составлено 15 протоколов.
Нелегалы отапливают свои дома мусором
Большинство нарушителей на вопрос надзорных органов, куда они везут отходы, как один отвечали, что везут к себе домой. Водитель КАМАЗа со спиленными деревьями утверждал, что отапливает ими свой дом. Водитель еще одного грузовика с грунтом и мусором рассказал, что это земля для своего двора. Встречались и вовсе «альтруисты», которые утверждали, что возят строительный мусор, чтобы засыпать грунтовые дороги. Но вскоре после опроса, посоветовавшись с кем-то по телефону, они начинали утверждать, что везли отходы на полигон. При этом водители, у которых нет лицензии, единогласно утверждали, что возят отходы бесплатно. Несмотря на оправдания, на каждое нарушение органами были составлены протоколы.
Мусорные фермеры
Далее охоту на нелегалов продолжили в микрорайоне Левенцовка. Здесь напротив жилых многоэтажек функционирует крупная свалка, на которой организован подозрительный бизнес. Фермеры, которые дислоцируются на данном участке, официально разводят свиней. При этом вся территория пустыря завалена отходами и аккуратно утрамбована сверху грунтом. До прибытия журналистов свалку покинули три грузовика, которые сбросили строительные отходы. Сброс был зафиксирован на камеру сотрудниками экоконтроля. Еще одного нарушителя удалось поймать уже с журналистами.
— Зачем везти далеко на полигон, платить за это, когда тут и так свалка? Я не знал, что здесь нельзя мусор сваливать. Но больше так не буду, — оправдался водитель Юрий.
Ему сообщили, что таким образом он нарушает федеральный закон, нелегально осуществляет свою деятельность и наносит серьезный ущерб экосистеме. По факту нарушения были составлены материалы, которые направят в надзорные ведомства.
«Серые» СМИ
Именно так можно назвать способы распространения информации, которыми пользуются «серые» перевозчики. С помощью телефонных звонков, мессенджеров, СМС-сообщений участники нелегального рынка в считаные минуты получают информацию о проводимом рейде. Как правило, она появляется вскоре после первых задержаний правонарушителей. После этого мусорные караваны перестают двигаться в сторону свалок на несколько часов.
Но вскоре потоки возобновляются. Так, на свалке в Левенцовке следующие нелегалы появились спустя несколько часов. Сотрудники экоконтроля и журналисты ожидали в засаде, а над пустырем в небе кружил квадрокоптер с видеофиксацией. Уже на закате на свалку заехали сразу два КАМАЗа и бортовая «Газель», доверху груженные строительными отходами. Грузовики подъехали к самому краю свалки, водитель вышел из кабины, чтобы запустить сброс так называемого «строяка», но их спугнул звук квадрокоптера. Все три машины тут же скрылись со свалки. После в этот вечер на полигон никто не приехал, только заботливые фермеры разровняли грунтом завалы мусора.
Управление экологического контроля ООО «ГК "Чистый город"» работает с 1 марта 2019 года. За 6 месяцев работы управлением проведено более 1000 рейдов и зафиксировано более 800 правонарушений. По всем выявленным нарушениям управлением формируются материалы, которые потом направляют в соответствующие контрольно-надзорные органы для принятия мер.