Больше десяти исков от известных ростовских скульпторов сейчас рассматриваются в апелляционных судах и судах первой инстанции в донской столице. Поводом для обращения в суды стало незаконное использования интеллектуальной собственности признанных донских мастеров производителями и распространителями сувенирной продукции.
Представитель истцов, руководитель юридического отдела ООО «Юридическая компания Шевченко и партнеры» Андрей Сомов пояснил, что в данном случае под интеллектуальной собственностью понимаются авторские права художников-скульпторов, создавших памятники, фотографии которых бизнесмены без разрешения авторов печатают на сувенирах.
Самыми любимыми объектами ростовской архитектуры в сувенирном бизнесе стали знаменитые «Тачанка» и «Ростовчанка» Анатолия Скнарина, «Коробейник» Дмитрия Лындина, памятники императрице Елизавете Петровне и Петру Первому, композиция «Основатели крепости св. Дм. Ростовского» Сергея Олешни.
Елизавета на пепельнице и Петр Первый в пластиковом окне
Сами скульптуры признаются, что в суды их привела вовсе не материальная сторона вопроса. Так, по словам Сергея Олешни, зачастую в погоне за выручкой предприниматели забывают об эстетике.
— Как-то увидел рекламный баннер — изображение скульптуры Петра первого, а вместо пушки у него пластиковое окно. И лозунг: «А ты купил окно?» Вот за это надо наказывать! Это воспитывает безвкусицу, — возмущается прославленный скульптор.
Автор целого ряда известных памятников также припомнил случай, когда на рекламном баннере основателям крепости св. Дмитрия Ростовского, запечатленным в бронзе Александру Ригельману, Ивану Сомову, Василию Хастатову, Даниле Ефремову и доломановскому казаку-адъютанту, пририсовали лица ростовских предпринимателей.
— Вместо лиц этих выдающихся людей, на которых равняется молодежь, портреты каких-то бизнесменов! Эти баннеры распечатали и повесили на городских улицах! Мне кажется, это говорит об отсутствии вкуса, недалеком уме и неуважении к людям, основавшим наш город, — не скрывает эмоций Сергей Олешня.
Но, пожалуй, больше всего художники шокированы, когда видят изображения своих композиций на пепельницах, открывашках и других, по их мнению, не уместных для этого предметах.
Суды и штрафы
Юрист Андрей Сомов указывает не только на эстетическую, но и на юридическую составляющую вопроса.
— Все ответчики, с которыми в досудебном порядке не удалось урегулировать вопрос, оправдывая свою деятельность, говорят одно и то же: «Ну памятник же на улице стоит», — комментирует Андрей Сомов.
При этом сами предприниматели, зарабатывая деньги на магнитиках, статуэтках, сувенирных кружках и тарелках, забывают об интеллектуальном праве авторов скульптур.
— Если изображение той же «Тачанки» используется в коммерческих целях, то предпринимателю необходимо получить разрешение на тиражирование и распространение объектов интеллектуальной собственности автора монумента. В противном случае использование фотографии будет незаконным. Лишь спустя 70 лет после смерти автора его произведение переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения, — поясняет Сомов.
По словам юриста, не надо прилагать особых усилий, чтобы найти нарушителей.
— В переходах, около вокзалов и даже в крупных специализированных магазинах полно таких сувениров. Активно торгуют ими и магазины. К примеру, сейчас в суде находятся наши иски к сети сувенирных магазинов Terrakot, — говорит он.
По словам Сомова, общая сумма исков к этой сети — больше 200 тысяч рублей. И шансы на успех довольно весомые.
Некоторые предприниматели, незаконно использовавшие изображения памятников, по решениям районных судов уже выплатили правообладателям компенсацию за нарушение авторских прав. Так что прецедент создан.
— Мы не проиграли еще ни одного процесса. Закон на нашей стороне, — говорит Андрей Сомов.