На прошлой неделе всю страну всколыхнула новость о том, что в Перми двое подростков напали на учительницу и четвероклашек с ножами. В этой кровавой бойне пострадали 12 человек. Самые серьезные травмы получила педагог, которая до последнего пыталась защитить детей, отталкивая нападавших. Прошло всего несколько дней, и случилась новая драма. В Улан-Удэ девятиклассник набросился с топором на учительницу и учеников, бросил в них «коктейль Молотова», а затем попытался покончить с собой. Пострадали семь человек, одна девочка сейчас находится в крайне тяжелом состоянии.
Истории о кровавых бойнях в школах не на шутку испугали и ростовчан, тем более, как показал эксперимент 161.ru, в донские школы постороннему с оружием попасть довольно легко. А теперь мы решили поговорить с психологом, чтобы понять, откуда в современных детях берется жестокость, как не пострадать от их действий и спасти их от самих себя.
Ответственность лежит на родителях
По словам психолога-консультанта, гештальт-терапевта Ольги Шиян, агрессия в той или иной степени присутствует в каждом ребенке. Разница заключается лишь в том, что порой она выходит за рамки социально приемлемого поведения и выливается в трагедию. Однако специалист считает, что этого можно было бы избежать, если бы родители более внимательно относились к детям.
— Известно, что один из подростков, который участвовал в нападении на школу в Перми, выкладывал на своей страничке ролики с жестоким контентом и личные видео, на которых он под действием психотропных веществ вел себя неадекватно. Его родителей должно было насторожить такое поведение сына. Я понимаю, что многие взрослые сейчас сильно заняты на работе и другими делами, но своим детям нужно уделять хоть немного внимания каждый день. Родители должны знать, чем подростки занимаются, что смотрят, с кем общаются, как учатся, и контролировать эти процессы. Это их ответственность, — утверждает Ольга Шиян.
Кроме того, по мнению специалиста, внешне благополучные семьи — это не панацея от любой беды c ребенком. Намного важнее, чтобы между родителями и детьми были доверительные отношения, чтобы они общались и интересовались новостями друг друга. Тогда многих проблем можно будет избежать.
Спасайте детей
Ольга Шиян утверждает, что в очень редких случаях ребенок проявляет агрессию ни с того ни с сего. И когда взрослые говорят, что в его поведении «ничто не предвещало беды», они немного лукавят. Ведь обычно так называемые тревожные звоночки есть всегда.
— Те, кто так говорят, просто пытаются снять с себя ответственность. Это нормальная человеческая реакция. Хотя в глубине души они испытывают стыд и вину за то, что недоглядели за сыном или дочерью, — сообщила психолог.
А что же делать тем родителям, которые заметили, что их ребенок изменился и далеко не в лучшую сторону? По мнению психолога, им нужно срочно решать эту проблему и спасать подростка.
Если ребенок замкнулся в себе, отстранился от близких, выглядит грустным, обиженным или, наоборот, ведет себя агрессивно, злобно и скандально, нужно с ним поговорить и узнать, что его беспокоит.
— К сожалению, не всегда родителям удается самостоятельно справиться с проблемным ребенком. Тогда нужно попросить помощи у учителей, школьных психологов. Если и это не помогает, стоит обратиться к сторонним специалистам, например, к неврологу, ведь агрессия может быть связана с какой-то патологией. Родители должны приложить максимум усилий, чтобы помочь своему ребенку. В этой ситуации ничто не будет лишним, кроме насилия, — утверждает Ольга Шиян.
Виновата ли школа?
После трагедий в Перми и Улан-Удэ общественность разделилась на два лагеря. Одни восхищенно отзываются о подвиге учительниц, которые буквально до потери сознания закрывали собой учеников от озверевших школьников. А другие говорят, что в трагедиях, возможно, виноваты и сами педагоги.
— Учителей обвинить во всех грехах сейчас очень легко, но это было бы несправедливо. Многие из них делают то, что могут. Не стоит забывать и о том, что у школьных педагогов тяжелые условия труда, небольшие зарплаты. Дети у нас сейчас сложные, все с характером, и не всегда учителя находятся в хорошем эмоциональном состоянии, чтобы за всеми ними уследить, — считает Ольга Шиян.
По мнению психолога, зачастую проблема таких трагедий в школах может быть связана не с действием или бездействием учителем, а с нашей системой образования в целом.
— Если бы в наших школах было поменьше бюрократии, бумажной работы, а у учителей больше возможностей для личного взаимодействия с детьми, такие бы случаи можно было предотвращать намного чаще. Нашим учебным заведения нужен более индивидуальный и личностный подход, — уверена гештальт-терапевт.
Не надо замалчивать!
По мнению психолога, такие трагедии, как в Перми и Улан-Удэ, — это не какое-то уникальное явление для нашей страны. Поэтому, к сожалению, от подобных нападений на школы не застрахована ни наша Ростовская область, ни любой другой регион нашей родины.
— Мы все живем в одной стране. У нас, как правило, возникают одни и те же проблемы с детьми, потому что мы общаемся с ними и воспитываем их примерно одинаково. У нас одно на всех государство, одно образование и одни законы. Поэтому подобного рода трагедии могут произойти и у нас, — считает Ольга Шиян.
Гештальт-терапевт также считает, что подробности таких происшествий в школах смаковать в средствах массовой информации и соцсетях не стоит, но и делать вид, что ничего не произошло, тоже нельзя.
— Если об этом умалчивать, то ни дети, ни взрослые ничего в своем поведении менять не будут. Нужно говорить о том, что произошло и что нужно делать для того, чтобы такие ситуации не возникали, — уверена Ольга Шиян.
Фото: Ольга Шиян