Лидия Кулиненко — вторая старшая операционная медсестра оперблока за столетнюю историю городской больницы в Батайске. На веку Лидии Кулиненко в ЦГБ сменилось пять главных врачей.
— Больнице 105 лет, а старших медсестер оперблока было всего две. Вторая — я, — рассказывает корреспонденту 161.ru Лидия Кулиненко.
Лидии Николаевне 67 лет. В медицине она почти 50 лет.
— Начинала работать в участковой поликлинике. Но меня всегда тянуло в операционную. Все оттуда бежали, а меня туда манило. Не мыслю себя без операционной. Бывает — давление, заболела... А прихожу на работу, и всё прошло, — рассказывает Лидия Кулиненко.
За столько лет работы в операционной Лидия Николаевна научилась понимать хирурга без слов. Оперирующему врачу не надо говорить ей: «Скальпель, зажим».
— Я знаю, что он хочет, он подумает, я уже даю, — говорит медсестра.
Лидия Николаевна живет в Ростове на Северном, недалеко от БСМП-2. График работы — пять дней в неделю, с ночными сменами. Иногда дежурить приходиться дважды в неделю.
— До Батайска утром добираюсь без проблем, обратно возвращаюсь с тремя пересадками. Домой приезжаю иногда в девять вечера, иногда — в 11, — говорит Кулиненко.
Лидия Николаевна признается, что родную больницу, ставшую за десятилетия работы в ней вторым домом, не променяет ни на какую другую.
— Муж предлагал мне пойти работать в БСМП-2 . Была возможность, да и живу рядом. Но я наотрез отказалась! Даже думать не хочу о том, что можно работать в другом медицинском учреждении, — рассказывает Лидия.
В подчинении у Кулиненко 20 человек, почти целый школьный класс.
— Я справляюсь. Коллектив очень дружный. У нас работают 14 медсестер и шесть санитарок. Очень редко случаются разногласия. В таких моментах надо просто выслушать людей и дать правильный совет, — говорит Кулиненко.
Операции
За годы работы Лидия Николаевна не только научилась понимать хирургов без слов, но и сама смогла бы провести операцию при крайней необходимости.
— Конечно, я не имею права оперировать. Но если чисто теоретически представить ситуацию, когда человеку требуется, к примеру, удалить аппендицит, а рядом нет хирургов, но есть необходимые инструменты и анестезия, я справилась бы, — рассказывает Лидия Николаевна.
Заведующий отделением, хирург Андрей Малинин даже шутит на этот счет.
— Если вдруг я упаду прямо во время операции, я спокоен, ведь ты меня подстрахуешь, — часто говорит он Лидии Николаевне.
Кстати, практическими знаниями, которые Кулиненко получила за годы работы в операционной, старшая медсестра оперблока всегда готова поделиться с молодежью.
— Иногда новичок в хирургии не может найти аппендикс. И давай искать то там, то там. Я ему подскажу: «Посмотри под печенью» (нехарактерное для аппендикса место расположения. — Прим. автора), — говорит старшая медсестра.
Приходилось медсестре спасать человеческие жизни и вне стен родной больницы. Однажды Лидия Николаевна отдыхала на Черном море.
— Один человек почти утонул. Его вытащили, но в легкие уже попала вода. Он практически не дышал. Я была рядом и оказывала первую помощь. Вода из легких вышла, мужчина выжил, — вспоминает Лидия Николаева.
Семья
У Лидии Николаевны две дочери, две внучки, внук и две правнучки. Никто из членов семьи не захотел работать в медицине.
— Дочки крови боятся, — поясняет медработник.
Сама Лилия Николаевна не боится смотреть, как делают трепанацию черепа или любую другую операцию. У женщины только один, но самый большой страх.
— Если вдруг пациент умрет. Очень тяжело переживаю, — говорит Лидия Николаевна. — Недавно к нам привезли девушку и ее мужа с ножевыми ранеными. На них набросился отец раненой. Не спасли супругов. На столе девочка умерла. Это было страшно.
Пациенты
Кстати, со многими бывшими больным у Лидии Николаевны сложились теплые дружеские отношения.
— Один наш пациент, Андрей, мог лишиться ноги. Но хирурги все же сохранили конечность. Я тогда тоже была в операционной. Сейчас с Андрюшей общаемся. Каждый раз обнимается при встрече, — говорит медсестра.
Но бывает и такое, что пациенты дебоширят и угрожают.
— Это в основном пьяные или наркоманы. Но я научилась с ними справляться, — смеется Лидия Николаевна.
Фото: Александр Подопригора