Город Владимир Денисов: «Британские СМИ не пишут о проблемах ЖКХ — там и так все работает нормально»

Владимир Денисов: «Британские СМИ не пишут о проблемах ЖКХ — там и так все работает нормально»

Ростовчанин съездил в Соединенное Королевство и сравнил, как функционируют европейские и российские медиа.

Владимир Денисов в штаб-квартире ВВС Шотландия в Глазго

Британские ТВ, газеты и радио выступают законодателями медийной моды в мире. И речь не только об империях ВВС и британского подразделения News Corporation с продажами контента и рекламы на миллиарды долларов. Даже в небольших городках здесь есть газеты и журналы, которые выходят по 200–300 лет, а подписка на них в британских семьях передается из поколения в поколение не только как дань одной из самых важных традиций, но и как гарантия получения качественной и актуальной информации по локальной повестке. Сегодня сотни таких изданий пытаются удержать консервативную аудиторию и при этом соответствовать духу времени, опираясь на новые форматы и используя современные каналы коммуникации с читателем. Ростовский медиаменеджер Владимир Денисов побывал в самом центре британского медийного мира, чтобы разобраться, куда идут европейские СМИ и какую функцию должны выполнять в современном обществе.

Как журналисту стать героем

Большую часть своей командировки мы в составе небольшой делегации российских представителей медиабизнеса посвятили Шотландии, которая по площади и населению сравнима с Ростовской областью. Консерватизм и приверженность традициям — одна из главных национальных черт, которыми британцы славятся на весь мир. Неудивительно поэтому, что здесь продолжают читать газеты в их исконном варианте — бумажном. Даже в небольших городках работают очень серьезные издания, которым местные жители доверяют буквально абсолютно. И эту репутацию британские газетчики заслуживают не одну сотню лет.

Взять, например, газету «Курьер» из шотландского города Данди, по размерам и населению сопоставимого с нашим Таганрогом. «Курьер» выходит ежедневно объемом в 48 полос формата А3. Информация в газете — полностью оригинальная и делается силами порядка 70 творческих работников. Уровень материалов как с точки зрения журналистики, так и с точки зрения дизайна — высочайший, несмотря на такой внушительный объем контента. В новостной повестке не так много внимания уделяется материалам на уровне страны, здесь гораздо важнее то, что происходит не в Лондоне, а на соседней улице.

«Данди Курьер» уделяет основное внимание локальной повестке

Пристальное внимание уделяется расследованиям, над которыми журналист или же творческая группа могут корпеть месяцами, но по качеству итогового материала дадут фору лучшим полицейским и следователям. Такие расследования гремят на всю страну, по ним снимают передачи и фильмы, а авторы становятся настоящими национальными героями.

Еще шотландцы, да и все британцы буквально помешаны на спорте, и это видно даже при беглом осмотре любого номера провинциального «Курьера» или именитой лондонской «Таймс». Навскидку спорту посвящено не менее трети газеты, пишут о нем много, подробно, дотошно разбирая буквально каждое спортивное состязание. И в этом шотландцы, как мне кажется, весьма отличаются от нас, редко в какой ростовской газете вы найдете спортивную рубрику, выходящую за рамки одной полосы. Зато в Шотландии почти не пишут, например, о ЖКХ, разбитых дорогах, обиженных пенсионерах. Социальная система и городские службы здесь работают, как часы, а если и случаются какие-то сбои, то они решаются очень быстро, и для того, чтобы заставить ленивых чиновников трудиться, здесь совсем не нужно жаловаться газетчикам.

Бумага, актуальная столетиями

Чтение газеты — это знаменитый, воспетый еще классиками, ритуал. Например, один номер «Курьера» стоит 95 пенсов, это меньше стоимости чашки кофе. Однако, покупая газету, шотландец не просто чтит вековые традиции, но и поддерживает таким образом независимые СМИ. Доходы издательского дома, выпускающего «Курьер», на 60% формируются за счет продажи тиража. Но какими бы консерваторами ни были британцы, их СМИ все равно приходится учитывать современные тренды, где молодая аудитория живет исключительно в диджитал-пространстве. За последние годы «Курьер» снизил тираж почти вчетверо, с 40 до 11 тыс. экземпляров, однако то, как у издания выстроена система распространения, достойно отдельного разговора. В городе практически нет публичного места, где нельзя было бы купить газету. Многочисленные пабы, рестораны, магазины, заправки, даже, наверное, ночные клубы — буквально везде можно приобрести свежий номер. Если вы не хотите покупать газету, но хотите ее почитать — пожалуйста, для вас всегда найдется экземпляр в офисах или гостиницах, заботливо скрепленный для удобства специальными деревянными рейками.

Сообщения личного характера — важная статья дохода британских региональных газет

Все больше горожан предпочитают веб-версию «Курьера», ежедневно на его сайт заходит почти 90 тыс. уникальных посетителей. Сложите это количество с читателями бумажной версии, и вы получите ежедневную аудиторию в 110–120 тыс. человек — совсем неплохо для 150-тысячного города. Сравните, например, с таким большим и развитым российским городом, как Ростов-на-Дону, где ведущие локальные СМИ читает не более 3–4% жителей города ежедневно. Вот и судите, где население больше доверяет местным журналистам и интересуется региональными новостями.

Естественно, такая всеохватность конвертируется в прибыль, издательский дом может позволить себе платить хорошие зарплаты и развиваться и при этом очень дорожит как своей репутацией в целом, так и отдельных журналистов в частности. Большая часть рекламы идет в виде классифайдов — небольших объявлений. Есть и чисто британские специфические виды платных сообщений, здесь, например, принято давать через газету информацию о каких-то важных изменениях в семье — о свадьбах, рождении детей, присуждении ученой степени, уходе из жизни близких... Почти каждое издание проводит свои мероприятия и так называемые ивенты, успешные с коммерческой точки зрения. Это может быть, к примеру, что-то вроде «Человек года», деловые завтраки, рейтинги полезных для города проектов.

Еще одна важная статья доходов для издательского дома — собственная типография. Сегодня в английской провинции очень трудно выпускать бумажное СМИ, не владея типографскими мощностями. Издательский дом берет и сторонние заказы от бизнеса и населения, таким образом замыкая на себе весь спектр типографских услуг.

ТВ спасает языки

На контрасте с локальными игроками интересно было познакомиться с работой такого гиганта, как корпорация ВВС. Сегодня это медиаимперия с оборотом свыше 5 млрд долларов, треть из которого приходится на продажу контента по всему миру. Когда-то Британия была королевой океанов и за счет сильного флота господствовала в мире, являясь самой большой и богатой державой в истории человечества. Сейчас одним из главных современных двигателей англосаксонской цивилизации являются медиа, ведь утверждение «Кто владеет информацией — тот владеет миром» сегодня актуально, как никогда ранее. Неудивительно, что ВВС — настоящая гордость нации, и не только потому что это одна из ведущих мировых медиакорпораций. У ВВС сегодня огромное влияние на умы как в стране, так и за ее пределами. Кроме того, она выполняет важнейшие социальные функции и реализует, без ложного пафоса, государствообразующие проекты. Член совета директоров ВВС-Шотландия Дэн Смолл рассказывал, как корпорация спасает гэльский язык. Это достаточно редкий, умирающий язык кельтской группы, на котором говорит всего около 60 тыс. человек на побережье и небольших островах в Шотландии. ВВС выиграла государственный тендер на вещание на гэльском языке, популяризирует его, рассказывая на нем о том, что близко молодежи — о селебрити, моде, звездах спорта. Если на языке говорят молодые люди, то он будет жить. Вот таким образом медиа помогают народам Великобритании сохранять свою национальную идентичность.

ВВС — одна из крупнейших медиакомпаний мира

Государство в Британии не владеет медийными каналами — органы власти или муниципалитеты могут доносить какие-то сообщения до аудитории, используя каналы СМИ наравне с другими заказчиками, будь то бизнес или же частные лица. Сама ВВС — это настоящий образец общественного телевидения, институт которого у нас, в России, как ни пытаются на примере Общественного российского телевидения, так и не обрел узнаваемого лица и влияния.

Каждое домохозяйство в Великобритании отчисляет ежегодно порядка 150 фунтов на его содержание, и никто не ропщет на дороговизну, понимая, насколько важна качественная и независимая журналистика для существования страны. Модель независимого телевидения настолько популярна и востребована, что там постоянно открываются новые каналы. Нам анонсировали скорый запуск телевизионного канала на шотландскую аудиторию, штаб-квартира которого располагается в побратиме Ростова Глазго. В России же в последние годы появилось немало нишевых, узкоспециализированных каналов, но вот новых федеральных проектов, имеющих широкий охват, нет, специалисты говорят о кризисе ТВ, и это подтверждается стагнирующими рекламными сборами.

Доверие аудитории — это основа, на которой построена ВВС, эта всемирно известная фабрика по производству качественного контента. В офисе ВВС-Шотландия в Глазго работает 800 человек, почти все журналисты имеют профильное образование, эта работа престижна и уважаема. Многие лица канала по популярности не уступят поп-звездам, но они очень близки к аудитории. Корреспондент всегда будет доступен в социальных сетях для того, чтобы ответить на любой вопрос. Здесь также считается хорошим тоном выкладывать все свои публикации или сюжеты в Сеть, чтобы люди могли задать по ним вопросы или что-то уточнить. Журналист всегда сам отвечает на эти вопросы, нередко затрачивая на это значительную часть своего рабочего времени.

Удивительно, но в Британии покрытие интернетом гораздо хуже, чем в России, и, как нам показалось, в той же Шотландии вообще редко где есть уверенный широкополосный доступ. Эфирное телевидение «забивало» развитие интересных интернет-проектов, а революцию соцсетей британские медийщики, по их собственному утверждению, вообще проспали. В России уже несколько лет активно развиваются большие паблики, каналы в инстаграме и телеграме — это медиа, не имеющие собственной платформы, но тем не менее зарабатывающие миллионы.

Фото: Владимир Денисов

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
ТОП 5
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство, и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Анонимное мнение
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления