Британские ТВ, газеты и радио выступают законодателями медийной моды в мире. И речь не только об империях ВВС и британского подразделения News Corporation с продажами контента и рекламы на миллиарды долларов. Даже в небольших городках здесь есть газеты и журналы, которые выходят по 200–300 лет, а подписка на них в британских семьях передается из поколения в поколение не только как дань одной из самых важных традиций, но и как гарантия получения качественной и актуальной информации по локальной повестке. Сегодня сотни таких изданий пытаются удержать консервативную аудиторию и при этом соответствовать духу времени, опираясь на новые форматы и используя современные каналы коммуникации с читателем. Ростовский медиаменеджер Владимир Денисов побывал в самом центре британского медийного мира, чтобы разобраться, куда идут европейские СМИ и какую функцию должны выполнять в современном обществе.
Как журналисту стать героем
Большую часть своей командировки мы в составе небольшой делегации российских представителей медиабизнеса посвятили Шотландии, которая по площади и населению сравнима с Ростовской областью. Консерватизм и приверженность традициям — одна из главных национальных черт, которыми британцы славятся на весь мир. Неудивительно поэтому, что здесь продолжают читать газеты в их исконном варианте — бумажном. Даже в небольших городках работают очень серьезные издания, которым местные жители доверяют буквально абсолютно. И эту репутацию британские газетчики заслуживают не одну сотню лет.
Взять, например, газету «Курьер» из шотландского города Данди, по размерам и населению сопоставимого с нашим Таганрогом. «Курьер» выходит ежедневно объемом в 48 полос формата А3. Информация в газете — полностью оригинальная и делается силами порядка 70 творческих работников. Уровень материалов как с точки зрения журналистики, так и с точки зрения дизайна — высочайший, несмотря на такой внушительный объем контента. В новостной повестке не так много внимания уделяется материалам на уровне страны, здесь гораздо важнее то, что происходит не в Лондоне, а на соседней улице.
Пристальное внимание уделяется расследованиям, над которыми журналист или же творческая группа могут корпеть месяцами, но по качеству итогового материала дадут фору лучшим полицейским и следователям. Такие расследования гремят на всю страну, по ним снимают передачи и фильмы, а авторы становятся настоящими национальными героями.
Еще шотландцы, да и все британцы буквально помешаны на спорте, и это видно даже при беглом осмотре любого номера провинциального «Курьера» или именитой лондонской «Таймс». Навскидку спорту посвящено не менее трети газеты, пишут о нем много, подробно, дотошно разбирая буквально каждое спортивное состязание. И в этом шотландцы, как мне кажется, весьма отличаются от нас, редко в какой ростовской газете вы найдете спортивную рубрику, выходящую за рамки одной полосы. Зато в Шотландии почти не пишут, например, о ЖКХ, разбитых дорогах, обиженных пенсионерах. Социальная система и городские службы здесь работают, как часы, а если и случаются какие-то сбои, то они решаются очень быстро, и для того, чтобы заставить ленивых чиновников трудиться, здесь совсем не нужно жаловаться газетчикам.
Бумага, актуальная столетиями
Чтение газеты — это знаменитый, воспетый еще классиками, ритуал. Например, один номер «Курьера» стоит 95 пенсов, это меньше стоимости чашки кофе. Однако, покупая газету, шотландец не просто чтит вековые традиции, но и поддерживает таким образом независимые СМИ. Доходы издательского дома, выпускающего «Курьер», на 60% формируются за счет продажи тиража. Но какими бы консерваторами ни были британцы, их СМИ все равно приходится учитывать современные тренды, где молодая аудитория живет исключительно в диджитал-пространстве. За последние годы «Курьер» снизил тираж почти вчетверо, с 40 до 11 тыс. экземпляров, однако то, как у издания выстроена система распространения, достойно отдельного разговора. В городе практически нет публичного места, где нельзя было бы купить газету. Многочисленные пабы, рестораны, магазины, заправки, даже, наверное, ночные клубы — буквально везде можно приобрести свежий номер. Если вы не хотите покупать газету, но хотите ее почитать — пожалуйста, для вас всегда найдется экземпляр в офисах или гостиницах, заботливо скрепленный для удобства специальными деревянными рейками.
Все больше горожан предпочитают веб-версию «Курьера», ежедневно на его сайт заходит почти 90 тыс. уникальных посетителей. Сложите это количество с читателями бумажной версии, и вы получите ежедневную аудиторию в 110–120 тыс. человек — совсем неплохо для 150-тысячного города. Сравните, например, с таким большим и развитым российским городом, как Ростов-на-Дону, где ведущие локальные СМИ читает не более 3–4% жителей города ежедневно. Вот и судите, где население больше доверяет местным журналистам и интересуется региональными новостями.
Естественно, такая всеохватность конвертируется в прибыль, издательский дом может позволить себе платить хорошие зарплаты и развиваться и при этом очень дорожит как своей репутацией в целом, так и отдельных журналистов в частности. Большая часть рекламы идет в виде классифайдов — небольших объявлений. Есть и чисто британские специфические виды платных сообщений, здесь, например, принято давать через газету информацию о каких-то важных изменениях в семье — о свадьбах, рождении детей, присуждении ученой степени, уходе из жизни близких... Почти каждое издание проводит свои мероприятия и так называемые ивенты, успешные с коммерческой точки зрения. Это может быть, к примеру, что-то вроде «Человек года», деловые завтраки, рейтинги полезных для города проектов.
Еще одна важная статья доходов для издательского дома — собственная типография. Сегодня в английской провинции очень трудно выпускать бумажное СМИ, не владея типографскими мощностями. Издательский дом берет и сторонние заказы от бизнеса и населения, таким образом замыкая на себе весь спектр типографских услуг.
ТВ спасает языки
На контрасте с локальными игроками интересно было познакомиться с работой такого гиганта, как корпорация ВВС. Сегодня это медиаимперия с оборотом свыше 5 млрд долларов, треть из которого приходится на продажу контента по всему миру. Когда-то Британия была королевой океанов и за счет сильного флота господствовала в мире, являясь самой большой и богатой державой в истории человечества. Сейчас одним из главных современных двигателей англосаксонской цивилизации являются медиа, ведь утверждение «Кто владеет информацией — тот владеет миром» сегодня актуально, как никогда ранее. Неудивительно, что ВВС — настоящая гордость нации, и не только потому что это одна из ведущих мировых медиакорпораций. У ВВС сегодня огромное влияние на умы как в стране, так и за ее пределами. Кроме того, она выполняет важнейшие социальные функции и реализует, без ложного пафоса, государствообразующие проекты. Член совета директоров ВВС-Шотландия Дэн Смолл рассказывал, как корпорация спасает гэльский язык. Это достаточно редкий, умирающий язык кельтской группы, на котором говорит всего около 60 тыс. человек на побережье и небольших островах в Шотландии. ВВС выиграла государственный тендер на вещание на гэльском языке, популяризирует его, рассказывая на нем о том, что близко молодежи — о селебрити, моде, звездах спорта. Если на языке говорят молодые люди, то он будет жить. Вот таким образом медиа помогают народам Великобритании сохранять свою национальную идентичность.
Государство в Британии не владеет медийными каналами — органы власти или муниципалитеты могут доносить какие-то сообщения до аудитории, используя каналы СМИ наравне с другими заказчиками, будь то бизнес или же частные лица. Сама ВВС — это настоящий образец общественного телевидения, институт которого у нас, в России, как ни пытаются на примере Общественного российского телевидения, так и не обрел узнаваемого лица и влияния.
Каждое домохозяйство в Великобритании отчисляет ежегодно порядка 150 фунтов на его содержание, и никто не ропщет на дороговизну, понимая, насколько важна качественная и независимая журналистика для существования страны. Модель независимого телевидения настолько популярна и востребована, что там постоянно открываются новые каналы. Нам анонсировали скорый запуск телевизионного канала на шотландскую аудиторию, штаб-квартира которого располагается в побратиме Ростова Глазго. В России же в последние годы появилось немало нишевых, узкоспециализированных каналов, но вот новых федеральных проектов, имеющих широкий охват, нет, специалисты говорят о кризисе ТВ, и это подтверждается стагнирующими рекламными сборами.
Доверие аудитории — это основа, на которой построена ВВС, эта всемирно известная фабрика по производству качественного контента. В офисе ВВС-Шотландия в Глазго работает 800 человек, почти все журналисты имеют профильное образование, эта работа престижна и уважаема. Многие лица канала по популярности не уступят поп-звездам, но они очень близки к аудитории. Корреспондент всегда будет доступен в социальных сетях для того, чтобы ответить на любой вопрос. Здесь также считается хорошим тоном выкладывать все свои публикации или сюжеты в Сеть, чтобы люди могли задать по ним вопросы или что-то уточнить. Журналист всегда сам отвечает на эти вопросы, нередко затрачивая на это значительную часть своего рабочего времени.
Удивительно, но в Британии покрытие интернетом гораздо хуже, чем в России, и, как нам показалось, в той же Шотландии вообще редко где есть уверенный широкополосный доступ. Эфирное телевидение «забивало» развитие интересных интернет-проектов, а революцию соцсетей британские медийщики, по их собственному утверждению, вообще проспали. В России уже несколько лет активно развиваются большие паблики, каналы в инстаграме и телеграме — это медиа, не имеющие собственной платформы, но тем не менее зарабатывающие миллионы.
Фото: Владимир Денисов