Сегодня от Дона до крана вода проходит несколько серьезных ступеней очистки. Как они работают и к каким результатам приводят, рассказал директор технологического департамента АО «Водоканал» Игорь Тронь.
Причина запаха — водоросли
Ростовчане с 2013 года периодически жалуются, что вода, текущая из-под крана, пахнет не самым лучшим образом. В Водоканале выяснили, в чем дело.
— В Дону появились новые водоросли, которые при цветении выделяют в воду летучее органическое вещество геосмин, он и становится причиной неприятного запаха, — рассказывает Игорь Тронь. — Образуется это вещество в Дону, а не на наших очистных сооружениях. На момент их строительства такой проблемы не существовало, поэтому не предусмотрены соответствующие технологии. Но мы уже несколько лет работаем над проектом по дезодорации, а другими словами, удалению природных и антропогенных запахов воды с помощью угольного сорбента. Геосмин будет задерживаться в порах порошкообразного угля. Угольную пульпу планируется дозировать на водозаборных сооружениях уже в ближайшие годы. Сейчас проект находится на экспертизе.
От ковша до ультрафиолета
За четыре часа путешествия от Дона до крана ростовчанина вода проходит через несколько фильтров. Сначала из реки она поступает в русловой или ковшевой водозаборы, расположенные на левом берегу Дона. Здесь оседают песок, иловые загрязнения и нефтепродукты. Сам водозабор чистят по мере его загрязнения. Например, в этом году со дна ковшевого водозабора Водоканал поднял десять тысяч кубических метров осадка.
Александровская насосная станция — практически памятник истории, построена она была в 1929 году, а в 2008 году здесь сделали реконструкцию, полностью заменив все насосы и трубы. Сейчас воду из водозабора качают с помощью голландских высококачественных насосов.
Отсюда вода подается на одну из двух площадок очистных сооружений (на ул. Горького или на пр. 40-летия Победы), где в нее добавляют реагент. Он нужен для того, чтобы связать между собой мельчайшие частицы загрязнений и помочь им осесть в отстойнике.
После этого приступают непосредственно к обеззараживанию воды. Сейчас это происходит с помощью гипохлорита натрия, от применения жидкого хлора в Водоканале отказались. Гипохлорит натрия безопасен и удобен в использовании. Этот реагент производят из пищевой поваренной соли. Воду с его помощью обеззараживают в электролизной станции, построенной Водоканалом в 2015 году.
Но и это еще не всё, потом воду дополнительно обеззараживают ультрафиолетом. Соответствующие станции в Ростове появились в 2013 году.
— Гипохлорит и ультрафиолет не заменяют друг друга, у них разные функции, — поясняет Игорь Тронь. — Гипохлорит очищает воду и сохраняет ее качество до конечного потребителя. А ультрафиолет деактивирует те вещества, на которые не может воздействовать гипохлорит.
Стоит ли пить воду из-под крана
По словам эксперта, проверка качества воды происходит на всех этапах очистки, и ее действительно можно пить без кипячения. Но гарантировать, что вода, льющаяся из крана, не доставит горожанам неприятных ощущений, нельзя.
— За трубы, которые расположены в многоквартирном доме или садовом товариществе, мы не отвечаем. Кто их обслуживает, в каком они состоянии, Водоканал контролировать не может.
Порой горожане утверждают, что в других населенных пунктах вода вкуснее. Но в ее вкусе «виноват» Дон, вода в нашей реке изначально слишком жесткая. На это можно повлиять путем очистки, но это значительно повысит конечную стоимость услуг Водоканала.
Фото: Ульяна Алфеева