Город На родину не тянет: беженцы о жизни на донской земле

На родину не тянет: беженцы о жизни на донской земле

Украинцы, спасшиеся от войны, рассказали, как сложились их судьбы.

Потоки беженцев на российско-украинской границе летом 2014 года

В связи с военными действиями на Украине весной-летом 2014 года многие были вынуждены покинуть свои дома. По данным администрации Ростовской области, в середине июня 2014 года только в нашем регионе было зарегистрировано 11 тысяч человек, которые пересекли границу с Россией и обосновались в 15 областных муниципалитетах на неопределенный срок. Чем сейчас, спустя три года, живут бежавшие от войны украинцы и как изменилась их судьба?

История семьи Мирных: жизнь без одеял

Наталья и Алексей Мирные вместе с дочерью Еленой жили в г. Алчевске Луганской области. Окончательное решение о том, что необходимо уезжать из родного города, семья приняла после того, как однажды Наталья обнаружила, что окна и балконы в их доме завешаны темными покрывалами.

– Я спросила у своей дочки, зачем она это сделала. Она ответила, что в Славянске снайпер убил девушку, которая стояла на балконе. Тогда я поняла, что моя девочка живет в страхе, и мы начали думать о переезде, – поясняет женщина.

Наталья решила отвезти дочку к сестре в г. Ейск, взяла отпуск. Тем временем обстановка в Луганске ухудшалась с каждым днем: атаки самолетов, взрывы, многочисленные жертвы. По телевизору, как рассказывает женщина, и днем и ночью показывали страшные репортажи, в которых мелькали разрушенные дома, окровавленные и плачущие люди.

– В Алчевске было еще спокойно, но я стала думать о том, что и мне, и мужу необходимо как можно скорее уезжать из родного города, – рассказывает Наталья.

Семья бежала из Алчевска на Дон

Глава семьи был против переезда, до последнего надеялся, что совсем скоро все образуется, и они смогут жить, как раньше. Дочь Елену они отправили жить с тетей в Ейске, а сами думали над тем, что делать дальше.

После долгих семейных споров Наталья решила уволиться с металлургического комбината, где работала инженером, и уехать к сестре и дочери в Ростовскую область. Алексей же на время решил остаться в Алчевске. Женщина несколько дней не могла уехать из города, транспорт постоянно отменяли из-за обстрелов.

– Наконец, я сидела в автобусе и не знала, увижу ли свою дочь. Я боялась, повсюду стреляли. Когда мы ехали по трассе, я обратила внимание, что везде было темно, ни одного огонечка. Совсем недавно мы ехали по этой же дороге, и кругом светились заправки и кафешки, горели фонари, – вспоминает Наталья. – Вдруг наш автобус остановился, и мы услышали, как стреляют «Грады» по Донецку. Водитель не знал, что ему делать: разворачиваться назад или ехать дальше. Я не могу передать, что мы тогда чувствовали. Приняли решение ехать дальше медленно и осторожно, свернули с трассы и поехали какими-то объездными путями. К утру прибыли на российскую границу и наконец выдохнули.

Немного позже муж Натальи вслед за женой и дочерью приехал в Ейск. Лена пошла учиться в местную школу, а супруги обратились в Федеральную миграционную службу за получением разрешения на временное проживание.

– Мы ходили в ФМС практически каждый день, хотелось всё бросить и вернуться на родину. Ничего не получалось, и мы решили на время отложить эти бесконечные сборы бумажек, потому что сил уже не было ни на что. Год проработали с мужем нелегально, потом опять начали собирать документы, – объясняют супруги.

На сегодняшний день Мирные уже три раза обращались в ФМС, чтобы получить квоту на разрешение на временное проживание, но пока безрезультатно.

В этом году дочери Натальи и Алексея исполняется 16 лет. Это значит, что девочке необходимо получать паспорт, а для этого нужно возвращаться на родину.

– В одной из социальных сетей я состою в группах «Новости ЛНР», «Новости ДНР», которые запрещены в Украине. Из-за этого мои личные данные автоматически были внесены на сайт «Миротворец» (интернет-сайт «Миротворец» – открытый в 2014 году украинский интернет-сайт, позиционирующий себя как «интернет-представительство Центра исследований преступлений против основ национальной безопасности Украины, мира, безопасности граждан». Сайт содержит открытую базу личных данных людей, собранную нелегальным путём. – Прим. ред.). Я боюсь, что при пересечении границы у нас могут быть проблемы со службой безопасности Украины, да и паспорт делать в ЛНР придется не менее двух месяцев, нам не хочется отрывать дочь от учебы, – поясняет Наталья Мирная.

Устроиться на работу официально супруги пока не могут, поэтому им приходится подрабатывать на лесоперерабатывающем предприятии, куда их обещали взять на постоянную работу сразу после оформления РВП. Месячный доход семьи составляет около 20 тысяч рублей, из которых большая часть уходит на оплату жилья и обучение дочки.

– До российского гражданства нам еще далеко. Надеемся получить РВП, чтобы можно было жить по-человечески, да и паспорт дочке сделать здесь, в посольстве Ростова-на-Дону, – говорит Наталья. – Я люблю Россию, считаю себя русской и надеюсь, что возвращаться на Украину нам больше не придется.

История Юлии Побережной: в отрыве от семьи

Молодая девушка Юлия Побережная навсегда уезжать из Украины не планировала. Поехала погостить к друзьям, переехавшим из ЛНР в Таганрог. Вернуться к семье в родную Луганскую область девушка уже не смогла: город постоянно бомбили. Время шло, и Юле пришлось остаться в Ростовской области на длительный срок.

– Устроиться на работу изначально было очень сложно. Без РВП, гражданства и регистрации никуда не принимали. Я работала шесть месяцев продавцом овощей в магазине, – рассказывает Юля, – потом – официанткой, хотя раньше о такой работе даже не думала, у меня ведь два красных диплома, по образованию я маркетолог. Позже я подружилась с женщиной, она стала моим спасением: зарегистрировала меня на своей жилой площади, за что я ей очень благодарна.

РВП Юлия получила не сразу. Первый раз девушке отказали в квоте на РВП по неизвестным причинам, посоветовали обратиться в следующем году. Через год Юлия снова обратилась в ФМС.

– Мне сказали, что, скорее всего, откажут, потому что у меня нет здесь ни родственников, ни мужа, – рассказывает девушка.

Юлия всё-таки настояла на том, чтобы её пакет документов приняли и через неделю, сама того не ожидая, увидела себя в списках получивших квоту. В течение десяти дней девушка сдала экзамен на знание русского языка, экзамен по истории России, прошла медицинскую комиссию и подала документы уже на само разрешение на временное проживание.

В России Юлия Побережная занялась маникюром

Сейчас у Юлии такое разрешение есть, а значит, есть и право на официальное трудоустройство. Девушка оформила себя как индивидуального предпринимателя и сейчас занимается ногтевым сервисом. На вопрос, не тянет ли обратно на родину, Юлия честно призналась, что очень скучает по родным – отцу-инвалиду и старшей сестре, которые, тем не менее, нуждаются в ее материальной поддержке.

– Я понимаю, что благоразумнее будет оставаться здесь, чем возвращаться обратно. У нас в области сейчас ни жизни нормальной, ни работы. Привыкнуть к своему новому месту жительства пока еще никак не могу, но я ни о чем не жалею. Когда проходишь через такие испытания, начинаешь ценить каждую мелочь, – улыбается Юлия.

История Вики Ульшиной: начать все сначала

Вика Ульшина учится на третьем курсе в Южном федеральном университете. Девушка переехала из Донецка в Таганрог в 2015 году, сразу после того, как окончила школу. Вика старается не вспоминать о том, что происходило в родном городе несколько лет назад, но говорит, что забыть ужас войны она не сможет никогда.

– Я училась в 11-м классе, когда убили нашего соседа, снаряд попал прямо в дом. Калитка и крыша моего дома были в дырках от осколков. Мы выживали как могли, ведь уехать в другой город у нашей семьи возможности не было. Моя мама переживала, хотела как можно быстрее отправить меня учиться в Таганрог, ведь в Донецке шли военные действия, и было очень страшно, – рассказывает Юля.

В Таганроге у Вики живет дядя, поэтому в семье приняли решение, что девушка будет поступать в вуз именно здесь – в Таганрогский государственный радиотехнический университет, который сейчас входит в состав Южного федерального университета.

– При поступлении проблем не было, я успешно сдала внутренние университетские экзамены, привезла из Украины необходимые документы, и меня приняли, – поясняет девушка.

Вика Ульшина бежала в Россию сразу после окончания школы

Живет Вика в университетском общежитии, получает стипендию и пенсию по потере кормильца. Так случилось, что девушка недавно потеряла своих родителей. Пенсию выплачивают на территории ДНР, оформить её в России Вика не может, так как у неё нет временного разрешения на проживание в стране.

– Я понимаю, что оформлять РВП нужно, – объясняет Вика, – но заниматься документами сейчас возможности у меня нет, так как я учусь и работаю, времени не хватает, нужно как-то себя обеспечивать.

Свою дальнейшую жизнь Вика пока не планирует. Единственное, что девушка знает наверняка, – это то, что работать и жить она хочет в России.

– Возвращаться в Донецк я не хочу, – признается Вика. – Из родных в Украине у меня осталась только тётя, ради которой я теперь и приезжаю домой.

Фото: Сергей Иванов/Vk.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
62
ТОП 5
Мнение
«Питаться в кафе дешевле, чем дома». Как россиянка живет в «городе пенсионеров» во Вьетнаме
Анонимное мнение
Мнение
Верните Песьякова! Почему смена вратарей в «Ростове» оказалась провальной
Анонимное мнение
Мнение
«Бессмысленное издевательство над собой». Можно ли правильно питаться на 1000 рублей в неделю: эксперимент
Анонимное мнение
Мнение
«Териберка впечатлила меньше всего». Колонка туристки о невероятном путешествии в Мурманскую область
Серафима Путиева
Мнение
«Придется снижать цены»: миллиардер — о том, что ждет рынок недвижимости в 2025 году
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления